Арт-парк Никола-Ленивец в Калужской области — излюбленное место ценителей лэнд-арта. Здесь регулярно проходит фестиваль «Архстояние», на котором творчество обретает новые смыслы и принимает самые необычные формы.
В постоянной экспозиции парка — более 30 уникальных ландшафтных инсталляций и архитектурных шедевров. Представляем подборку самых ярких арт-объектов:
Бельведер Звизжский, Алексей Козырь
Алексей Козырь сделал автобусную остановку для Звизжей. Остановка находится при въезде, и давно стала центром молодежной жизни деревни. Архитектор назвал свой проект — медитативное пространство «Бельведер Звизжский».
На создание этого проекта автора вдохновила философия Диогена Синопского, который жил в бочке для хранения вина, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, а все люди должны стремиться к минимализму в быту.
Дом с люстрой, АБ ХВОЯ
Дом с люстрой – это жилой модуль для двух человек. Квадратный в плане дом выполнен из дерева и не имеет окон. Единственный световой проем расположен в потолке помещения. Он соединяет глухой объем дома и прозрачный объем фонаря верхнего света. В фонаре располагается люстра. Днем дом освещается естественным светом. В темное время суток люстра освещает интерьер дома, но также светит и наружу.
Всем прохожим видно, что внутри уютно, но при этом жизнь обитателей полностью скрыта от глаз посторонних.
Ротонда, Александр Бродский
В 2009 году на самой высокой точке деревни Александр Бродский построил «Ротонду» — деревянное двухэтажное круглое здание с плоской крышей, 21 дверью по периметру и камином в центре. За семь лет именно это сооружение стало символом фестиваля «Архстояние» — ни один приезд в Никола-Ленивец не обходится без посещения «Ротонды».
После появления «Ротонды» было огромное количество публикаций в СМИ, и в 2012 году журнал «Афиша» в специальном номере, посвящённом архитектуре, назвал её одним из десяти ярких художественных сооружений российских архитекторов за предыдущее десятилетие.
Удаленный офис, Александр Константинов
Удалённый офис является чем-то вроде среднего арифметического между башней из слоновой кости западного архитектора, работающего у себя в суперсовременной студии, и избушки отшельника, в глуши размышляющего над судьбами мира и отправляющего плоды своих изысканий по интернету.
В создании конструкции были использованы простейшие материалы - брус, доски и поликарбонат — таким образом, подчеркивая легкость и простоту. Очень выразительно постройка выглядит в вечернее время, когда благодаря яркой подсветке фасады начинают "играть" красками, вызывая ассоциацию с мраморными фасадами средневековых итальянских зданий.
Белые ворота, Николай Полисский
Николай Полисский: «Ворот может быть бесконечное количество. Параллепипед - уверенная форма, внутри которой ты можешь делать что угодно. Каждый раз я использовал новый материал: в Москве они сложены из толстых веток, получилась очень крепкая конструкция, которая держится болтами и шпильками, и каждое новое крепление укрепляет все дальше. В Перми - железная конструкция. Белые ворота - устроены в духе Сельпо, где ленты и тонкий металл, на который как шашлык одеваются деревянные детали с дыркой посередине.
Главное, чтобы ворота имели смысл: отмечали развязку, развилку, въезд в город. Собо, Бабур и ворота складываются в треугольник и образуют градостроительные опоры. Это опорные точки, маркирующие пространство, которые не должны быть обязательно видны одновременно - чтобы сохранять тайну».
Маяк, Николай Полисский
Николай Полисский: «Маяк мы сделали по одной простой причине: а что еще делают у реки? Здесь стояли засохшие деревья, из них мы его построили. Ни одно другое дерево кроме вяза бы так долго не простояло. В смысле формы все было достаточно по-простому: внизу - пирамида для устойчивости, наверху - какое-то помещение, в которое человек двадцать может поместиться.
Это первая наша штука, которая может что-то улавливать - с маленькими антеннами наверху. Но они образовались случайно: металличиские шпильки, которыми все соединения скрепляли, решили не срезать, а оставить для футуристичности - строить мы начали этнографичную конструкцию, а оставить их решили, чтобы добавить модернизма: они вроде как не портят вид при этом и делают маяк не таким мрачным».
Бобур, Николай Полисский
Первый большой инженерный проект с заранее отлитым каркасом - высотой в 22 метра, который оплетен березовой лозой в традиционной технике изготовления корзин. Одновременно - и отсылка к пушкинской голове в поле, и парижскому музею Помпиду (он же Бобур), фасад которого украшают открытые вентилляционные трубы. Наверху - смотровая площадка, и если с Парижского Бобура видно весь город, то отсюда - весь Никола-Ленивец. Как и со всеми объектами Никола Полисского, местные материалы и техники, отсылающие к традиционным деревенским ремеслам и забавам, заставляют его скульптуры в ландшафте казаться естественным природным явлением - вроде птичьих гнезд или бобровых плотин.
Вселенский разум, Николай Полисский
Самая большая инсталляция Николая Полисского: огромный деревянный мозг в 14 метров диаметром из изогнутых деревянных балок с зеркальными пластинами на огромном подиуме в окружении коллонады.
«Вселенский разум» представляет собой грандиозную композицию, во главе которой на пьедестале располагается доминанта проекта — фигура огромных размеров, символизирующая два полушария механического мозга. В направлении этой фигуры ведет выполненная в два ряда колоннада, которая вызывает у зрителя ассоциации с классическими образами античной архитектуры. Каждая колонна при этом по своим внешним характеристикам напоминает космическую ракету, поскольку космическое пространство является главным предметом устремления планетарной силы и человеческого сознания, как полагал создатель «ноосферы» Владимир Вернадский.
Жар-Птица, Николай Полисский
Арт-Объект Жар-птица — одновременно и двуглавый орел, и сказочная жар-птица, продолжает долгую тему местного фольклора, к которой художник то ли обращается, то ли заново его придумывает. Это 10-метровая птица-печка, смотреть на которую нужно как раз в тот момент, когда она горит. Ни один художник до Николая Полисского так много не работал с огнем именно как материалом: и вместе с другими объектами, сожженными во время Масленицы, жар-птица представляет собой огненную скульптуру: языки горящего пламени вырываются из тела птицы наружу, дорисовывая различные ее образы.
Функциональное мычание, Оскар Мадера
«Мычание» — теоретический проект, в нём определён предел возможностей сарая меняться в ответ на функциональные требования.
Оскар Мадера: «Объект описывает сарай, как бы очерчивая снаружи правила его создания, которые, уже не являясь правилами обычного сарая, еще не становятся правилами полноценного дома. Сарай – глухонемой, который только и может, что мычать, то тише, то громче, перебирая разные лады. Сарай – всегда одна и та же форма, способная менять размер и пропорции, ее повторение годится только на то, чтобы снова и снова указывать на саму себя. Но вот в знакомом стоне можно различить отдельный звук, нет, стон не стал другим, просто одна нота удвоилась, и мы ее смогли заметить, – пожалуй, теперь, эти звуки уже не просто мычание, но пока еще все же не песня. В этом проекте нарушаются правила, по которым может изменяться простой сарай, отвечая на необходимость сформировать сообщение. Однако, вычленяя крышу, чтобы удвоить элемент и поднять сарай над рядом, его структура не усложняется так же, как может усложняться структура дома, формулируя определенное высказывание».
Вилла ПО-2, Александр Бродский
Инсталляция «Вилла ПО-2» – это гостевой домик, в котором, несмотря на компактность, могут одновременно разместиться человек 10. Рассчитан на все времена года.
Эта очень компактная снаружи вилла состоит из всем знакомых бетонных заборных плит ПО-2, а внутри полностью деревянная. Пугающие в городских декорациях, в окружении природы они кардинально меняются — неприветливые снаружи, но манящие изнутри. Дом, собранный профессионалами, стал одним из лучших жилых объектов парка Никола-Ленивец.
Какой арт-объект понравился больше? Пишите в комментариях!