Под аутсорсингом в данном случае следует понимать передачу компанией, являющейся клиентом, части своих функций иной специализированной фирме, выполняющей, как правило, исключительно работы в соответствующей сфере бизнеса. По договору на оказание услуг аутсорсинга в данном случае таковой фирме-подрядчику будут переданы обязанности по высококвалифицированному обеспечению качественной и непрерывной работы подразделений и служб заказчика, чем ранее он занимался самостоятельно. Иногда при заключении договора аутсорсинга происходит даже замена руководителя являющегося заказчиком этой услуги хозяйственного субъекта, что делается в целях повышения качества высшего управления, в том числе таких его составляющих, как определение направлений развития бизнеса и маркетинг.
Суть политики компаний и частных предпринимателей, пользующихся услугой аутсорсинга, в одной фразе можно сформулировать следующим образом. Своими силами такой хозяйствующий субъект осуществляет только те функции, с которыми в своей сфере бизнеса он справляется лучше своих конкурентов, иные же он передает специализированным компаниям, для которых та или иная функция является основным видом деятельности (например, уборка бытовых и производственных помещений). Поскольку целью любого предпринимательства является не только получение прибыли, но и развитие своего бизнеса, поэтому компании и ИП стремятся избавиться от выполнения функций, которыми они вынуждены осуществлять лишь в силу необходимости, и передавать их тем субъектам хозяйствования, для которых эта деятельность и является основной (например, вывоз и утилизация отходов производства).
Такой вид услуг, как аутсорсинг маркетинговой и рекламной, появился на рынке аутсорсинга нашей страны сравнительно недавно, но многие заказчики уже на собственном опыте убедились, что пользование ею позволяет достичь высоких показателей и результатов в ведении своего бизнеса. Достигаются такие результаты за счет того, что при использовании технологии маркетингового и рекламного аутсорсинга, специализированные компании-подрядчики непрерывно обменивается обобщенной информацией и накопленным опытом. Также устанавливают эффективно работающую обратную связь с потребителями рекламируемых коммерческих продуктов и/или товаров, а данные произведенных занимающихся этим видом аутсорсинга компаний маркетинговых исследований обрабатываются исключительно высококвалифицированными профессионалами маркетингового и рекламного дела.
Как правило, договоры маркетингового и рекламного аутсорсинга заключаются в целях повышения качества работы маркетинговых служб заказчиков, либо снижения затрат как на ее содержание, так и на производство самих маркетинговых исследований. Соответствующие контракты при этом заключаются либо с компаниями, которые могут выполнить ту же работу гораздо качественнее, либо – которым за ту же работу можно будет заплатить меньше, чем при выполнении ее силами штатных работников заказчика. Персонал же компаний, занимающихся маркетинговым и рекламным аутсорсингом, в основном более опытен в решении вопросов нестандартного характера, чем работники маркетинговых служб заказчиков, поэтому их действия приносят заказчикам значительно большую пользу.
Как правило, при заключении договоров маркетингового и рекламного аутсорсинга «на откуп» сторонним специалистам заказчики отдают такие функции своих маркетинговых и рекламных служб, как:
- сбор, обработка и анализ информации, полученной в результате маркетинговых исследований, и наблюдение за соответствующими рынками работ, товаров и услуг (мониторинг);
- разработка брендов и их последующее продвижение;
- разработка дизайна новых товаров и изменений оформления уже существующих;
- коммуникации в области маркетинга;
- маркетинговый аудит, производимый в целях определения внутреннего состояния маркетинговых служб заказчиков и качества их работы;
- разработка сценариев проведения различных рекламных акций и иных мероприятий, стимулирующих реализацию работ, товаров и услуг;
- создание и продвижение рекламирующих заказчика сайтов с последующим проведением на них рекламных кампаний в Рунете;
- разработка и реализация иных проектов в сфере маркетинга, требующих участия высококвалифицированных и обладающих практическим опытом профессионалов.
Однако те же профессионалы категорически не советуют заключать договоры маркетингового и рекламного аутсорсинга, если заказчику необходимо определиться с целями своего дальнейшего развития и выбором для этого необходимой стратегии, поскольку именно проводимая стратегия и отличает конкретные компанию или частного предпринимателя от конкурирующих с ними, придает им уникальность. Если же решение этих важнейших вопросов будет передано сторонней организации, то риск получения в результате исполнения заказа стандартного, шаблонного решения и утраты уникальности – исключительно велик. Утрата же заказчиком своей уникальности автоматически влечет за собой потерю к нему интереса со стороны потребителей его услуг, товаров или работ.
Целесообразно воспользоваться услугой маркетингового и рекламного аутсорсинга конкретному субъекту хозяйствования, если наличествует одна или несколько из следующих ситуаций:
- затраты заказчика в сфере маркетинга и/или рекламы требуют сокращения;
- заказчик не имеет соответствующих специалистов, либо только начал осваивать соответствующий рынок работ, товаров и услуг;
- заказчиком разработаны новые проекты, для реализации которых на определенный период ему требуются дополнительные работники в составе маркетинговой службы;
- маркетинговая служба заказчика не справляется с имеющимся фронтом работ;
- заказчик вообще не имеет в своем штате маркетинговой службы;
- заказчик считает преждевременным расширение своей маркетинговой службы, хотя и вышел на соответствующие рынки с новыми видами работ, товаров, или услуг;
- у специалистов маркетинговой службы заказчика отсутствует опыт в осуществлении определенных видов работ в сфере маркетинга и/или рекламы, хотя необходимость в их проведении – наличествует.
Использование технологии «маркетинговый и рекламный аутсорсинг» способно эффективно уменьшить затраты на ведение любого бизнеса и резко увеличить его доходность, наилучшим образом оптимизировать всю деятельность конкретного хозяйствующего субъекта, почему данная технология и считается одним из самых перспективных направлений развития науки и практики маркетинга.