Вопрос, заданный в заголовке, в общем-то, бессмыслен. Часовое искусство – не футбол и не Олимпиада – здесь не соревнуются национальные сборные. На многочисленных конкурсах, во главе которых Grand Prix d’Horlogerie de Genève, присуждаются премии конкретным моделям часов конкретных производителей – и только. Однако, этот вопрос все же звучит, и звучит довольно часто. Попробуем не то что бы на него ответить – ибо ответа все равно нет, – но хотя бы сравнить.
Итак, часы выпускают во множестве стран мира. Малоискушенный человек, разумеется, скажет: самые лучшие – швейцарские. Более осведомленный возразит: есть еще Япония и Германия. Их, пожалуй, можно было бы назвать главными конкурентами Швейцарии…, если бы в часовом деле существовало соперничество между государствами. Но повторим: такого соперничества нет. И все же – почему бы не сравнить? Любопытно же! Итак – Швейцария, Германия, Япония. Но сравнивать нужно при неких прочих равных условиях. Мы остановимся на одном-единственном – ценовой категории. Начнем с самых дорогих.
Под миллион (не рублей) и выше
Часы этого уровня вряд ли предназначены для того, чтобы носить их на руке. Они – как произведения искусства, и подобно шедеврам мастеров живописи, такие часы нередко торгуются на аукционах и становятся достоянием коллекционеров.
Швейцария: Patek Philippe Grandmaster Chime ref. 6300A-010
Каждые два года в начале ноября в Женеве проходит аукцион Only Watch. Порядка пятидесяти лучших часовых брендов мира выставляют на него либо единственные экземпляры, изготовленные специально для этого события, либо головные образцы крайне ограниченных серий. Вся выручка идет в пользу Ассоциации Монако по борьбе с мышечной дистрофией Дюшенна (Monégasque contre les Myopathies AMM) – пока еще неизлечимым заболеванием. В последние годы этот аукцион собирает около 10 миллионов долларов, и из них почти половина приходится на долю прославленной женевской часовой мануфактуры Patek Philippe.
Для Only Watch-2019 компания приготовила часы Grandmaster Chime ref. 6300A-010 в стальном корпусе. Да, не самый драгоценный из применяемых в часовом деле материалов, но «фишка» как раз в том, что для дорогих часов Patek Philippe сталь – большая редкость. Модель относится к категории Grand Complication. У механизма 300 GS AL 36-750 QIS FUS IRM с ручным заводом столько функций (конкретно – 20), что их индикация осуществляется на двух циферблатах, из розового золота и из черного эбенового дерева – каждый со своей стороны поворотного корпуса. Среди этих функций – целых пять акустических, включая запатентованный репетир даты.
Экземпляр – единственный, с символикой Only Watch. Предварительная оценка – от 2,5 до 3 млн. швейцарских франков. Как показывает опыт, в ходе торгов цена поднимется примерно вдвое. Счастливый победитель и его спутница (или спутник) получат бонус: визит на мануфактуру и ланч с ее президентом Тьерри Стерном.
Германия: A. Lange & Söhne Unique Steel 1815 Homage To Walter Lange
Тоже единственный, сделанный специально для благотворительного аукциона экземпляр. И тоже – что примечательно – в корпусе из стали, еще более редкой для A. Lange & Söhne, чем для Patek Philippe.
Марка очень и очень почтенная, признанный флагман немецкого часпрома и один из лидеров мирового. А история ее исполнена драматизма. Вся Саксония, вместе с городом Гласхютте, в котором – так уж сложилось – сосредоточены основные силы отрасли, находится в восточной части Германии. В которой после Второй мировой войны был социализм. Все часовые компании были собраны в едином госпредприятии, что естественным образом привело к регрессу. К счастью, не к смерти: потенциал, прежде всего человеческий, сохранился, и после объединения Германии старые (обновленные) часовые фирмы возродились. Выдающуюся роль в этом сыграл Вальтер Ланге, прямой потомок основателя A. Lange & Söhne.
В январе 2017 года Вальтер Ланге скончался, и компания посвятила его памяти серию часов 1815 Homage To Walter Lange. Выпущены три версии в золоте – 145 экземпляров в белом, 90 в розовом и 27 в желтом (все цифры несут смысл). И одна – стальная, в единственном, как мы уже упомянули, экземпляре. Вот она-то и ушла «с молотка» на аукционе Phillips в мае 2018 года в той же Женеве – за 852 тысячи франков. Выручка направлена в швейцарский благотворительный фонд Children Action, занимающийся защитой прав детей во всем мире.
Модель, оснащенная механизмом L1924 с ручным заводом, имеет часовую и минутную стрелки, а также целых две секундных: движение малой кажется непрерывным (на самом деле она совершает шесть прыжков в секунду, что неразличимо для глаза), а центральная «скачет» точно ежесекундно – это одна из фирменных «изюминок» саксонской мануфактуры.
Кстати, в каталоге A. Lange & Söhne есть и часы Grand Complication, с множеством разнообразных функций и стоимостью порядка двух миллионов. Их изготовлено всего шесть экземпляров, и, может быть, сравнение со швейцарским шедевром было бы корректнее именно по этой модели. Но нам показалось, что пройти мимо стальных 1815 Homage To Walter Lange – просто грех.
Япония: …
А вот от Страны Восходящего Солнца мы в этой ценовой категории ничего не нашли.
50 тысяч (и снова не рублей)
А теперь резко «упадем» и вниз и рассмотрим часы стоимостью порядка 50 тысяч швейцарских франков (или почти 3,5 миллиона рублей). Обещаем: в этой и следующих ценовых группах будем более лаконичными.
Япония: Seiko Credor Eichi II
Часовая отрасль класса «люкс» организована в Японии не так, как в Швейцарии и Германии: производителей можно пересчитать по пальцам, зато все они – гиганты. На сегодняшний день, собственно, достаточно одного пальца, ибо есть Seiko – и, пожалуй, никого более. Ассортимент концерна огромен, а коллекция Credor Eichi – одна из высших по цене. Название Credor восходит к французскому «crète d'or» – гребень горы из золота, а японское слово Eichi означает «мудрость».
Коллекция появилась в 2008 году. Затем был выпущен ряд вариантов этих часов. Всем им свойственна японская специфика: сочетание традиционных национальных техник с самыми передовыми технологиями. И, конечно, предельная тщательность исполнения.
Предлагаемая нами здесь версия выполнена в 39-миллиметровом корпусе из платины. А циферблат сделан из белоснежного фарфора. Часы приводятся в действие Калибром 7R14, работающем на фирменной системе Spring Drive, в которой совмещены классическая механика и кварц. Запас хода составляет 60 часов (индикатор – под сапфировым стеклом задней крышки), а точность достигает ±15 секунд в месяц. Стоят эти часы 52 500 долларов.
Швейцария: Bvlgari Gérald Genta 50th Anniversary Arena Bi-Retro
Выдающийся часовой мастер Джеральд Джента основал свой бренд в 1969 году. К 25-летию этого события он создал модель Grande Sonnerie Rétrograde, ставшую на тот момент самыми сложными в мире наручными часами. Впоследствии Дом Bvlgari интегрировал в себя марку Gérald Genta, а к ее 50-летнему юбилею выпустил часы Gérald Genta 50th Anniversary Arena Bi-Retro.
Корпус выполнен из платины. На синем лаковом циферблате – два ретроградных стрелочных указателя: сверху – минут, снизу – даты. В положении «12 часов» – цифровое окно часа, переключающееся мгновенно. Часы приводятся в действие автоматическим Калибром Bi-retro BVL 300 с 42-часовым запасом хода. Цена – 55 000 швейцарских франков.
Германия: Moritz Grossmann Hamatic Hammer Automatic
Мануфактуре из Гласхютте удалось преодолеть трудности, связанные с применением изобретенной в XVIII веке «молоточковой» системы автоподзавода, и довести ее эффективность до высокого уровня. Часы облачены в корпус из розового или белого золота, а работа автоподзавода хорошо видна со стороны задней крышки. Запас хода Калибра 106.0 составляет 72 часа.
Нельзя не обратить внимание на качество исполнения буквально всех деталей как механизма, так и часов в целом. Дизайн модели вдохновлен историческими карманными часами Moritz Grossmann; в этой связи особо отметим тончайшие стрелки – в самой узкой части их толщина сводится к ювелирным 0,1 мм, а секундная стрелка еще вдвое тоньше. Цена – 45 350 франков.
О более «демократичных» часах (швейцарских, немецких и японских) – во второй части статьи. Продолжение следует…