Найти тему
Наш край

Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины

Оглавление

Обрядовые этапы досвадебного пе­риода — «заручыны» и «сватовство», проходящие на территории Беларуси, в частности на Гомельщине, имеют в сво­ей структуре как общие элементы, так и некоторые отличительные особенности. Классические свадебные песни состо­ят из двух частей: довольно подробного вступления и кульминационной развязки. Такая форма композиции характерна как для обрядового этапа «сватовства», так и для «заручын». Особенное значение в та­ких песенных текстах отводится вступи­тельной части, поскольку именно она соз­даёт эмоциональный тон звучания:

— Кучаравая бярозка,
Ой, чаго ж ты не зялёная?
— Ой як жа мне зялёнай быць?
Ноч у ноч да купцы едуць… [1, с. 62];
Ой, чия ж гэта радзіна
Ды над вокнамі хадзіла,
Ды зубамі лескацела,
Ды ў хату хацела?.. [2, с. 60].

Изучение текстов этих обрядовых песен позволило отметить следующие осо­бенности. По объему «заручынныя» пес­ни отличаются от «сватовства». Часто в песенных текстах, которыми сопровожда­лось «сватовство», встречается диалого­вая форма композиции. Среди «заручынных» песен можно выделить варианты не только со вступлением и концовкой, но и с самим развитием действия:

Прапіла маці дочку
На салодкім мядочку.
Напіўшыся, скача,
А праспаўшыся, плача:
— Была хата, як святліца,
А цяпер — як цямніца,
Была хата, як панская,
А цяпер — як цыганская [1, с. 91].

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Что касается функционально-тематиче­ских групп, то следует отметить, что среди «заручынных» песен немало шуточных текстов, в которых не только молодые и гости изображены в комичном виде, но и передаётся общее веселое исполнение:

Зялёны кабат разлагаецца,
Маці дачкою набіваецца:
— Да й, зяцю, зяцю, вазьмі маю дочку,
Дам табе палатна хоць на сарочку
I мех мякіны хоць на пярыны,
I куль саломы пакрыць харомы [1, с. 128];

— Ой ды, Галя, вой ты, Галя,
Чаму така сумная?
Ой ты, мамка, ой ты, татка,
Хутка пойду замуж.
Заручаєм, заручаєм, нашу мы цялушку,
Што б карміла, што б паіла свайго бычка [А. М. Л.].

В песнях «сватовства» доминируют по­вествовательные тексты, в которых, как правило, дается объяснение обрядовому действию:

Ой, скарэй бы вечара даждаці,
Пойдуць недзе дзяўчыну сватаці.
Пойдуцъ недзе дзяўчыну сватаці,
А мы пойдзем над акно слухаці,
Ды што будзе дзяўчына казаці.
Дзеўка ходзіць, ды ўсё пахаджае,
Белыя ручкі на сэрцы складає.
— Маці, маці, парадніца ў хаці
Парадзь, маці, што свату казаці:
Ці ісці замуж, ці з год нагуляці?[2, с. 59];

Ой, чыя ж гэта радзіна
Ды над вокнамі хадзіла,
Ды зубамі лескацела,
Ды ў хату хацела?
— Ох, гэта ж Коліна радзіна
Ды над падваконню хадзіла,
Ды зубамі лескацела,
Ды ў хату хацела [2, с. 60].

Что касается самих обрядов, то если при сватовстве девушка имела выбор, она или принимала предложение жениха, или отка­зывала ему: «Если невеста на вопрос отца о ее согласии молчала и после предложения подмести дом начинала мести от стола к дверям, так тем самым она показывала, что отказывает жениху» [1, с. 22], в д. Леваши Речицкого района было принято «всем членам семьи перед приходом сватов мыть ноги» [А. М. Л.], а в д. Озерщина этого же района, наоборот, никогда не слышали про такие особенности, там было принято «закрывать все окна и двери и выпускать кошку во двор; если кошка быстро возвра­щалась домой, то считалось, что сватовство пройдет успешно, если же она не приходила долго, то обратное» [С. Т. В.].

При «заручынах» уже происходило офи­циальное сообщение о будущем браке. Сра­зу нужно отметить, что «заручыны — один из важнейших свадебных обрядов, во вре­мя которого парень и девушка объявляются женихом и невестой» [1, с. 20]. На сегод­няшний день существует не только много общего в совершении помолвки («заручын») в Беларуси, но и довольно много отличий. Например, в одном из районов Гомельской области «на заручыны приезжает вся родня невесты и жениха. Когда жених заходит в дом, невеста прячется, чтоб ее не видели, сама же первой хочет увидеть жениха, чтоб в семейной жизни руководить мужем» [1, с. 28]. В д. Леваши на «заручыны» пригла­шали только близких родственников жени­ха и невесты, которые первыми обменива­лись подарками между собою [Ю. Г. И.], а в д. Короватичи того же района обручение проводили на третий день после сватанья и приглашали на него всех знакомых, кто имел желание [М. О. С.]. Также в д. Ле­ваши, по свидетельству очевидцев, бывали случаи, когда «молодые шли на поле со свечами, вместе с ними шли их родители и крестные, если были. Молодых ставили спиной к западу, они выслушивали сове­ты родителей, как надо жить, после чего жених и невеста зажигали свою свечу, по­казывая тем самым, что они образовали свою семью» [А. М. Г.]. В д. Озерщина «на заручыны устраивали вечарыну “первай чарки”». На ней присутствовали молодые, крестные и родители. Они приходили и го­ворили: «Может ли наш молоды казак взять в жёны молоду дзявчину?» [Д. М. И.]. По свидетельству жителей д. Караватичи, пе­ред завершением обряда обручения парня официально называли женихом, а девку — невестой. После этого невесте расплетали косу, что считалось обязательным ритуалом [М. О. С.].

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.