Найти тему

Наши дети растут, мы не можем сказать им «подождите»

Сегодня на линейке в челябинской школе № 109 семилетний Ваня ничем не отличается от своих одноклассников – в такой же школьной форме, с портфелем и цветами. И только родители с учителем знают, что у мальчика расстройство аутистического спектра.

«Это значит, что ему не всегда интересно взаимодействовать с другими детьми, он не так внимательно слушает, что ему говорят, но при этом легко может отвечать на вопросы», – объясняет мама первоклассника Наталья Слесаренко.

Сначала Ваня ходил в обычный детский сад, но потом родители решили отдать его в коррекционный – в надежде на более индивидуальные занятия. Но и там ребенок, по мнению родителей, не смог бы научиться жить обычной жизнью, социализироваться и продолжить развитие.

Благодаря инициативе общественной организации помощи детям «Открытое сердце» в городе открылся первый ресурсный класс, и теперь не только коррекционные, но и обычные школы могут принимать детей с ментальными особенностями. Для этого организаторы обучили специалистов, которые будут сопровождать особенных учеников на занятиях.

«Родители школьников, как правило, выражают опасение, что дети с инвалидностью могут помешать учебному процессу, – рассказывает автор проекта Елизавета Кириллова. – История о том, что у каждого нашего подопечного есть свой тьютор и отдельный учитель, – совершенно новый формат работы, который мы увидели в других регионах. Ждать, когда повсеместно будет налажена такая система, мы не могли, поэтому прошли обучение и убедили запустить такой формат обучения в школе Челябинска. Наши дети растут, и им нельзя сказать «подождите».

Специалисты отмечают, что ученики с РАС не сразу пойдут в класс. В первые недели ребята будут посещать со всеми остальными уроки физкультуры, музыки, рисования, а затем и другие предметы.

В первом конкурсе 2019 года проект «Ресурсный класс» для детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательной школе г. Челябинска» получил грант в размере 2 850 004 рублей.

В Липецке уже работают два ресурсных класса – в школах № 30 и № 60. Сегодня свои двери для 8 первоклашек открыл третий в городе инклюзивный класс на базе школы № 26.

Все восемь ребят с расстройствами аутистического спектра уже зачислены в обычные классы. Но пока дети не приспособлены к новой среде и не могут справиться с нежелательным поведением, с ними работают тьюторы. Специалисты обучены основам прикладного анализа поведения – в настоящее время одному из самых эффективных методов коррекции РАС.

«Качество жизни детей страдает, если они не имеют возможности расти и обучаться рядом с нормотипичными сверстниками, если они изолированы дома или в коррекционной школе, – рассказывают авторы проекта о назначении ресурсного класса. – Прежде чем ребенок сможет посетить общеобразовательный класс или группу, ему необходима помощь специалиста, обученного прикладному анализу поведения, а также длительная работа по отработке необходимых бытовых, социальных и учебных навыков. Поэтому важно создать все условия для обучения и дать детям шанс на полноценную жизнь».

Кроме тьюторов с участниками работают учитель, воспитатель и психолог. Если дети устают, они могут немного побыть в сенсорной комнате, «перезагрузиться» и вернуться к обучению. Всего в регионе организаторы поддерживают обучение 24 детей с РАС.

-2

Проект-победитель первого конкурса 2019 года «Инклюзивная образовательная среда – шанс для детей с аутизмом» получил грант в размере 493 120 рублей и реализуется липецкой организацией «Вырастите мир. Аутизм в Липецке».

В Омске в первый класс общеобразовательной школы № 21 в новом учебном году идут 5 детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы это стало возможным, команда проекта «Хочу в школу!» из общественной организации инвалидов «Планета друзей» на средства президентского гранта также обучила преподавательский состав и тьюторов, сопровождающих детей. Кроме этого, в первой четверти курс обучения пройдут и родители первоклассников с РАС.

Инклюзивное образование запускают в Омской области впервые. Подготовка к старту проекта, по словам организаторов, велась последние два года и объединила усилия родителей, представителей власти и педагогов.

-3

Проект «Хочу в школу!» в первом конкурсе 2019 года получил грант в размере 1 510 095 рублей.

Еще 8 детей с расстройствами аутистического спектра сегодня отправились на линейки в Костроме – в общеобразовательные школы № 7 и № 25. К учебному году ребят подготовили сотрудники и волонтеры благотворительного фонда «Открыть мир». Организаторы серьезно подходят к подготовке персонала, который будет заниматься с участниками проекта. Для команды педагогов и тьюторов сотрудники проводят регулярные семинары, тренинги и супервизии.

Отдельное внимание авторы проекта уделяют школьникам, в коллективе которых появляются ребята с РАС. В течение года в классах пройдут уроки доброты и толерантности, занятия по формированию стратегии взаимодействия сверстников с детьми с РАС, ученики вместе поставят спектакль.

В первом конкурсе 2019 года проект «Организация инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра по модели «Ресурсный класс» в городе Костроме «Школа? Легко!» получил грант в размере 2 902 942 рублей.