Найти в Дзене
Польский Рерайт

Боги смерти, Сансара и китайские черти

Оглавление

Люди умирают

Тут уж ничего не поделаешь, остается только жить. Чтобы было легче отвечать на вопросы «КАК» и «ЗАЧЕМ», люди придумали разные модели мира.

Например, Колесо Сансары.

А где колесо, там и тот (или то), кто (или что) его вращает.

Сансара — череда ПЕРЕрождений,

рождений заново в новых воплощениях и иных мирах.

К сожалению или к счастью, нельзя просто так взять и родиться заново. Нужна некоторая подготовка, важно кое-что сделать. Например, умереть.

В общем и целом, это механизм «страшного суда», только провинившиеся души не остаются в аду навечно (только те, кто ел младенцев), а отправляются в мир, который заслужили. С праведниками происходит то же самое. Разница в том, что они заслуживают разного.

Значит, с Сансарой разбираются боги смерти:

Варуна

бог океана, хранящий Запад

-2

Хозяин загробного мира демонов-асуров: находит среди них тех, в ком есть крупицы добра, и перевоспитывает их.

Агни

бог огня, хранящий Юго-Запад

-3

Первый хозяин загробного мира: правил им, пока там не было людей, а после охотно уступил место Яме.

Индра

бог дождя и гроз, хранящий Восток

-4

Хозяин Сварги, города воинов, павших в битве: он невидим для грешников, и там исполняются заветные желания.

И «официальный» бог смерти Яма — бывший солнечный бог, близнец Луны, хранящий Юг, первый смертный

-5


Существует несколько легенд о том, как Яма стал хозяином загробного мира. В
этой книге можно их прочитать.


Все легенды сходятся в том, что первоначально Яма был человеком (сыном бога Вивасвата), но обладал бессмертием — просто потому, что в те времена бессмертными были все живые существа.


Однако что-то пошло не так…

Посмертие

С течением времени отношение к загробной жизни менялось: нейтральный «мир иной» сменялся на «преисподнюю», плавно переходящую в «ад».


Наиболее ярко это проявилось в китайской мифологии: их царство мертвых,
Диюй, представляет из себя многоуровневый бюрократический муравейник с перечнем наказаний для каждого вида прегрешений.


Яма
(Яньло-ван) в этой версии является скорее не богом, а главным адским менеджером, к которому нужно обращаться за подписью перед каждой казнью.

Яньло-ван выполняет свою работу
Яньло-ван выполняет свою работу

Имена ипостасей Ямы в разных культурах (Индия, Япония, Тибет, Китай, Монголия, Хакасия) звучат по-разному, но имеют одно и то же значение: 

владыка смерти / царь справедливости

Больше того, иконографически региональные воплощения Ямы тоже сходны. А самое интересное заключается в том, что образ бога смерти практически идентичен образу ее победителя: гневному воплощению бога мудрости (Ямантака, Ямаданг, Шинджепе, Ваджрабхайрава – в зависимости от языка).

-8

Просто у победителя больше рук и ног :)

Если вспомнить о том, что каждое божество является олицетворением собственной Идеи, окажется, что мудрость сильнее смерти.

-9

Побеждая и «приручая» Яму, стихийную, хаотичную и разрушительную силу, Ямантака привязывает ее к царству мертвых и связывает законом справедливости: смерть должна приходить в то время и в то место, когда это необходимо. И после смерти каждой душе обещается справедливый суд, а не randomizer или вечные муки для всех и каждого.


Спасибо за внимание. Давайте жить вечно :)

Ада Кукушкина

---

-10

Польский Рерайт. Вечная жизнь сознания.