Люди умирают
Тут уж ничего не поделаешь, остается только жить. Чтобы было легче отвечать на вопросы «КАК» и «ЗАЧЕМ», люди придумали разные модели мира.
Например, Колесо Сансары.
А где колесо, там и тот (или то), кто (или что) его вращает.
Сансара — череда ПЕРЕрождений,
рождений заново в новых воплощениях и иных мирах.
К сожалению или к счастью, нельзя просто так взять и родиться заново. Нужна некоторая подготовка, важно кое-что сделать. Например, умереть.
В общем и целом, это механизм «страшного суда», только провинившиеся души не остаются в аду навечно (только те, кто ел младенцев), а отправляются в мир, который заслужили. С праведниками происходит то же самое. Разница в том, что они заслуживают разного.
Значит, с Сансарой разбираются боги смерти:
Варуна
бог океана, хранящий Запад
Хозяин загробного мира демонов-асуров: находит среди них тех, в ком есть крупицы добра, и перевоспитывает их.
Агни
бог огня, хранящий Юго-Запад
Первый хозяин загробного мира: правил им, пока там не было людей, а после охотно уступил место Яме.
Индра
бог дождя и гроз, хранящий Восток
Хозяин Сварги, города воинов, павших в битве: он невидим для грешников, и там исполняются заветные желания.
И «официальный» бог смерти — Яма — бывший солнечный бог, близнец Луны, хранящий Юг, первый смертный
Существует несколько легенд о том, как Яма стал хозяином загробного мира. В этой книге можно их прочитать.
Все легенды сходятся в том, что первоначально Яма был человеком (сыном бога Вивасвата), но обладал бессмертием — просто потому, что в те времена бессмертными были все живые существа.
Однако что-то пошло не так…
Посмертие
С течением времени отношение к загробной жизни менялось: нейтральный «мир иной» сменялся на «преисподнюю», плавно переходящую в «ад».
Наиболее ярко это проявилось в китайской мифологии: их царство мертвых, Диюй, представляет из себя многоуровневый бюрократический муравейник с перечнем наказаний для каждого вида прегрешений.
Яма (Яньло-ван) в этой версии является скорее не богом, а главным адским менеджером, к которому нужно обращаться за подписью перед каждой казнью.
Имена ипостасей Ямы в разных культурах (Индия, Япония, Тибет, Китай, Монголия, Хакасия) звучат по-разному, но имеют одно и то же значение:
владыка смерти / царь справедливости
Больше того, иконографически региональные воплощения Ямы тоже сходны. А самое интересное заключается в том, что образ бога смерти практически идентичен образу ее победителя: гневному воплощению бога мудрости (Ямантака, Ямаданг, Шинджепе, Ваджрабхайрава – в зависимости от языка).
Просто у победителя больше рук и ног :)
Если вспомнить о том, что каждое божество является олицетворением собственной Идеи, окажется, что мудрость сильнее смерти.
Побеждая и «приручая» Яму, стихийную, хаотичную и разрушительную силу, Ямантака привязывает ее к царству мертвых и связывает законом справедливости: смерть должна приходить в то время и в то место, когда это необходимо. И после смерти каждой душе обещается справедливый суд, а не randomizer или вечные муки для всех и каждого.
Спасибо за внимание. Давайте жить вечно :)
Ада Кукушкина
---
Польский Рерайт. Вечная жизнь сознания.