Найти тему
АВТОТУРИСТ

НА ЭЛЬБРУС ЗА РУЛЕМ УАЗ ХАНТЕР

Этим летом весь мир облетело сенсационное фото очереди на Эверест. Двести человек на пронизывающем холодном ветру ждали возможности покорить высочайшую вершину мира, предварительно заплатив правительству Непала 11 000 $. Если бы Джомолунгма была советской продавщицей, она имела бы полное право сказать – «Вас тут много, а я одна!». И правда, где вы возьмете еще один пик высотой 8 848 метров? Но гора поступила жестко - молча отсеивала неподготовленных или недостаточно здоровых восходителей – в очереди наверх умерло десять человек, еще десять – на спуске, причем никаких гарантий, что именно от счастья.

Очередь на Эверест — прямо как за колбасой в советском магазине
Очередь на Эверест — прямо как за колбасой в советском магазине

Наш Эльбрус, хоть по сравнению с Эверестом ростом не вышел, все же дотянулся до звания самой высокой европейской вершины. Добраться до отметки 5 642 метра можно практически бесплатно, и на первый взгляд – очень просто, поэтому в сезон здесь так же людно, как на Страстном бульваре во время несанкционированных гуляний оппозиции. Так что Эльбрус тоже получает свои двадцать тел в год. Пропорции жертв к количеству восхождений иные, но Эльбрус работает на обороте, а не на эксклюзиве.

-3

Впрочем, хватит о печальном! Правильно рассчитывайте свои возможности и останетесь в добром здравии. Вот УАЗовцы в августе 1974 года въехали на 4200 метров своим ходом за тридцать восемь минут, зафиксировали рекорд автомобильных восхождений на Эльбрус на стандартном автомобиле, спокойно спустились, и на тех же УАЗ 469Б отправились дальше, в Грозный, выигрывать чемпионат СССР по автокроссу. А ехали они, между прочим, из самого Ульяновска – не было тогда возможности таскать технику эвакуаторами, бюджет на такие расходы не выделяли.

1974 год, три УАЗ 469Б на Эльбрусе. Высота 4200 метров
1974 год, три УАЗ 469Б на Эльбрусе. Высота 4200 метров

Как рассказал нам УАЗовский водитель-испытатель шестого разряда Владимир Дунаев, который участвовал и в нашем юбилейном восхождении, он лично добирался до ледника на 4200 метров три раза. Дорогу на эту высоту тогда еще толком не проложили, Владимир Иванович, вспоминал, что 45 лет назад путь наверх был намного сложнее.

УАЗовский водитель-испытатель шестого разряда Владимир Дунаев несколько раз заезжал на УАЗ 469Б на высоту 4200 метров
УАЗовский водитель-испытатель шестого разряда Владимир Дунаев несколько раз заезжал на УАЗ 469Б на высоту 4200 метров

До УАЗов ни один легковой автомобиль не заезжал так высоко на Эльбрус, а вот отчаянный байкер нашелся. В 1966 году восточную вершину Эльбруса покорил на подготовленном мотоцикле инженер-конструктор Нальчикского геофизического института Алексей Берберашвили. Он и втянул ульяновцев в автомобильную «зарубу». Говорят, поспорил с ульяновскими мужиками на ящик грузинского коньяка. Проиграл конечно, но не расстроился, праздновали-то вместе).

Скромная заметка о восхождении в советской газете
Скромная заметка о восхождении в советской газете

Маршрут первого «возъезжания» — поселок Терскол – пик Терскол – Пикет №105 – Ледовая база – ледник брали три раза. Сначала разведали «боем», расчистили, как могли, снежные заносы, откатили самые крупные валуны, а вечером накануне официального заезда с участием прессы, о помощи попросили спасатели. Наверх нужно было срочно доставить людей и оборудование для спасения альпинистов провалившихся в трещину в седловине. Тут, к сожалению, без жертв не обошлось, один немецкий альпинист погиб практически сразу, зато другого успели спасти именно благодаря тому, что УАЗами быстро подняли снаряжение и спасателей.

-7

Нам никого спасать не пришлось, да и нынешние УАЗы все же шагнули далеко вперед по сравнению с четырехскоростными карбюраторными «козликами» полувековой давности. Современный УАЗ Хантер с впрысковым 134-сильным бензиновым мотором ЗМЗ-40906, особенно в «экспедиционной» комплектации с лебедкой, силовым обвесом и блокировкой заднего межколесного дифференциала, приспособлен для работы в горах куда лучше 469-х первопроходцев, не говоря уж о «Патриоте» с новым 150 — сильным ЗМЗ – 409051 под капотом и системой динамической стабилизации.

-8

В наше время нет никакого геройства в том, чтобы добраться до станции «Мир» на высоте 3500 метров. В одиночку я бы доехал до нее на «Хантере» минут за пятнадцать – двадцать. Нынешняя техническая дорога только в паре – тройке мест подкидывает сложные задачки. В основном приходилось аккуратно лавировать между камнями.

-9

Если бы не назойливый ночной дождь и плотный туман, было бы еще проще, правда не для всех. В нашей альпинистской группе оказались водители не то что без горного, даже без внедорожного опыта. Но и они в основном справлялись сами, что еще раз говорит о легкости управления современным ульяновским внедорожником.

УАЗ Хантер в комплектации "Экспедиционный" отличается стильным оранжевым торпедо - круче, чем у "Дефендера", в комплекте  - подогрев передних сидений.
УАЗ Хантер в комплектации "Экспедиционный" отличается стильным оранжевым торпедо - круче, чем у "Дефендера", в комплекте - подогрев передних сидений.

Однако, безопасность прежде всего, поэтому поднимались мы строго поочередно и поэтапно. Пока одна машина не доберется до следующей горизонтальной полки, на которой можно остановиться, другая не начинает подъем.

-11

Участки подъема действительно крутые, переключать передачи в движении крайне не рекомендуется, любое неверное действие может обернуться потерей тяги и пробуксовкой, а катиться назад очень далеко и совсем не приятно. К счастью «Хантеру» вообще можно не переключаться, у него достаточно «длинная» первая пониженная, а «Патриоту» в большинстве случаев хватало второй.

Блокировка заднего дифференциала, фаркоп, силовые бамперы и багажник с лестницей, передняя электролебедка, защита рулевых тяг - отличный "экспедиционный" пакет! Все оборудование сертифицировано и не нуждается в "легализации" через НАМИ
Блокировка заднего дифференциала, фаркоп, силовые бамперы и багажник с лестницей, передняя электролебедка, защита рулевых тяг - отличный "экспедиционный" пакет! Все оборудование сертифицировано и не нуждается в "легализации" через НАМИ

После станции «Кругозор» на высоте 3000 метров дорога совсем сузилась, а видимость упала почти до ноля – с вершины сполз густой туман. Как назло, именно здесь оказался участок мокрой «сыпухи» из крупного гравия, в ней буксовали даже стравленные до одной атмосферы внедорожные покрышки BF Goodrich Mud-Terrain KM3. В них были обуты все наши УАЗы, и это единственное отличие от стандартной комплектации. Несмотря на крутизну и нехватку кислорода, пришлось спешиться, чтобы пройти весь тропу ногами – убрать камни и наметить траекторию.

-13

Подъем с поворотом в середине можно одолеть только ходом, я за рулем «Хантера» оказался в очереди последним, ехать по взрытой двумя «Патриотами» осыпи было очень сложно, но «Хантер» дотянул до следующей «полки» с первого раза. Последнее испытание — снеговой перемет с «прижимом». Слева пропасть, справа – скала, причем на здешних склонах нет деревьев, которые могли бы задержать падение, так что траекторию надо держать точно, но в тумане уже видны подъемники, значит до финиша совсем близко!

-14

В общей сложности до станции «Мир» на высоте 3500 метров над уровнем моря мы добирались полдня. Могли бы заехать чуть выше, но в июне здесь еще снег, лыжный сезон в разгаре, не хотелось, чтобы какой-нибудь отшибленный райдер въехал с разгона в красивый оранжевый УАЗик, да и задачу свою мы уже выполнили.
Честно скажу, мне этот подъем на УАЗе дался очень легко. Внедорожные участки – средней сложности, горняшкой я не страдаю. В принципе, заехать к «Миру» можно на любом внедорожнике, кроме «девятки» (ха-ха). И если бы не трудности с разрешениями от МЧС, Эльбрус давно стал бы «проходным двором» для автоальпинистов. Хорошо, что МЧС не пускает на гору кого попало, иначе напрасные жертвы не заставили бы себя долго ждать.

УАЗы у канатной станции "МИР" в июне 2019 года
УАЗы у канатной станции "МИР" в июне 2019 года

Нынешней осенью УАЗ наконец-то выпустил версию "Патриота" с шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Думаю, с "автоматом" на горных дорогах управляться еще проще, чем с "механикой и надеюсь повторить заезд на Эльбрус на пятидесятилетний юбилей первого УАЗовского восхождения.