Найти в Дзене
Nikolai Salnikov

История города. Адресная книга.

Герцог Георг Август Эрнест Адольф Карл Людвиг Мекленбург-Стрелицкий в далёком 1851 году женился на Великой Княгине Екатерине Михайловне и остался служить своей новой родине. Сын их - Георгий (Джуниор) ослушался маменьку и вступил в морганатический брак с фрейлиной Императорского двора Натальей Фёдоровной Вонлярлярской, (однако, вот хитрец, испросил дозволения у своего дяди великого герцога Мекленбургского Фридриха Вильгельма) получившей после замужества титул графини Карловой, которую за любовь к благотворительности прозвали Тинхен. Они-то и въехали в особняк на Фонтанке 46. Иногда ослушание ведёт к счастью, это именно тот самый случай, и даже Великая Княжна на смертном одре признала свою ошибку.

Это семейство оставило по себе много следов: дворцы, имения, Каменный остров, свершения (пожалуй, свершения это самое главное). Да и потомки не подвели, но это уже совсем другая история.

Но мы же пишем историю современную, которая, опираясь на фундамент славных фамилий прошлого, является их правопреемницей.

С этим особняком я познакомился случайно. В один из зимних вечеров, листая новостную ленту ВК, наткнулся на событие - «Заседание клуба XL». Среди участников был известный мне литературный критик Андрей Ч, а его смелые эскапады в адрес поэтов мне импонировали давно. Упускать случая - посмеяться, а заодно и послушать новых авторов я не стал.

Так я познакомился с клубом «XL». Не сказать, чтобы он поразил меня составом участников, но, без всяких сомнений, выгодно отличался от многих других междусобойчиков наличием некоторой академичности что ли. Докладчики обрушивали на зрителей свои таланты, а потом было обсуждение, в котором принимали участие сами зрители. Весьма интересный подход. Бессменный ведущий клуба –Евгений Антипов (во всяком случае при мне он не менялся) вдумчиво и немного томно делал реплики, что-то горячечно комментировал Александр Либуркин (его со-ведущий), метал молнии весёлой (но интеллектуальной) критики Андрей Ч, остальные являли собой «народ» и поэтому их замечания я не запомнил. Настоящий спектакль.

Но, как всё хорошее, и это прошло. Пьянка и демарш участников одного из заседаний похоронили этот проект. Он через какое-то время возродился, но уже в другом месте, а именно в Союзе писателей. Признаюсь честно, это заведение я не люблю, потому и не посещаю его, как бы не зазывали. Я по своей наивности верю, что поэзия, равно как и литература, не может жить в бюрократической клетке, а именно такой клеткой этот союз и является.

У Достоевского, Пушкина, Державина, Лермонтова или у Шекспира (и т.д.) не было корочки «член союза писателей».

Но мы про особняк на набережной реки Фонтанка 46.

Итак, история его начинается в 18 веке и первым владельцем является гофинтендант А. Кармедон и это ещё никакой не особняк, а дача, но она на каменных подвалах и в стиле русского барокко. Потом этой дачей владеет духовник Елизаветы Петровны Ф.Я. Дубянский.

В 19 веке землю покупает род Зиновьевых, и в 1830 году арх. Беретти ставит парадные ворота, а чуть позже архитектор В.Я. Лангваген перестраивает дачу в особняк в стиле необарокко.

В 1897 особняк доводит до ума архитектор Вадим Платонович Стаценко. В это время особняк уже принадлежит Мекленбург-Стрелицким и на фронтоне особняка красуется их девиз - Fuimus et sumus (Мы были, и мы есть).

Несутся годы, сменяя друг друга, в вечной карусели дней и ночей. Уходят герои былых времён (но часто они лишь меняют прописку), им на смену приходят новые, чтобы в свой черёд уступить место следующим. А дома в этом городе хранят память, и если вы достаточно любопытны, то они с удовольствием расскажут вам свои истории, только успевай записывать. Что я и делаю.