Нетрадиционно добрые сказки.
Вряд ли найдутся люди, которые с удивлённым незнанием отзовутся на упоминание имени Ханса Андерсена. Многие, очень многие, выросли на его сказочных строках, черпая для себя те или иные морали. «Пастушка и трубочист», «Оле-Лукойе», «Соловей», «Новый наряд короля», «Огниво», «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»… И в моей детской библиотеке, за которой с раннего возраста неустанно следили все родные, тоже имелась весомая книга в тёмно-синем переплёте с будто бы выгравированными, изысканно вторящими тону обложки буквами: «Сказки Андерсена». А сколько отдельных изданий, наполненных великолепными рисунками, хранится и по сей день…
С его именем связано много слухов и даже легенд. Так, в конце своего жизненного пути Ханс Кристиан ознакомился с проектом планируемого памятника, предназначенного для увековечивания его писательского следа, и ужасно возмутился: почему на его коленях сидели заслушавшиеся дети?! «Я никогда не сажаю к себе на спину, не допускаю к своим ногами и не держу на своих коленях детей, – раздосадовано произнёс Андерсен. – Мои сказки предназначены исключительно взрослым, дети, видящие только то, что находится на поверхности, не способны понять главного в них!» И ведь правда, в преобладающем числе детских произведений можно найти даже больше ответов на серьёзные жизненные вопросы, чем где-либо ещё.
Для меня – да-да, лишь спустя двадцать лет жизни, стало открытием, что в историях Андерсена совершенно… особые подтексты.
Подробности и детали официальной биографии осмелюсь упустить – её все и так хотя бы поверхностно знают. Если кратко, она завязана на многочисленных любовных отношениях писателя с женским полом. В ней также упомянуто, что выросший в крайне бедной семье Ханс прекрасно осознавал, что кажется окружающим странноватым и сумасшедшим, оттого, видимо, и неустанно мечтал – об искренней дружбе с принцами, родственной связи с королями и завоевании умов будущих поколений. Но вот упущено, что начиная с подросткового возраста, некрасивый, нескладный и неряшливый абсолютно во всём, он стал предаваться бурным фантазиям об ответных чувствах немного иного плана – со стороны маленьких мальчиков, свеженьких юношей, взрослых мужчин. Причём данная градация предпочтений сохранилась и тогда, когда он сам стал достаточно почтенным по возрасту человеком. Кроме того, Андерсен вёл особый, наполненный всяческого рода извращениями, дневник, и тут уже вымыслы соседствовали с реальными действиями.
Помните его христианскую, волшебную, повествующую об огромном самопожертвовании и трагической невозможности находиться и прожить всё отведённое время с любимым человеком сказку «Русалочка»? А знаете, что это любовное письмо, обращённое к некому господину Коллину? «Я принадлежу ему всем сердцем… Всеми помыслами…» – эта история мгновенно родилась в мыслях обиженного и отвергнутого Ханса Андерсена, когда он получил известие, что его юный возлюбленный собирается заключить брак с какой-то особой, и тотчас же решился расторгнуть нежеланную помолвку признанием в своей любви Эдварду. Сохранились слова, якобы написанные Андерсеном спустя долгие годы после этого жестокого события с разбитыми мечтами во время его путешествия по Италии с сыном Коллина. В письме он обращается к предмету своей любви и ненависти Эдварду с едкостью и тщеславием, мол, его милостивый сын Йонас всё-таки оказал ему те услуги, в которых его бессердечный отец отказал в нужную и уже навсегда ушедшую пору пылкому писателю.
К чему всё это? Да просто к тому, что многое о людях, чьи имена врезаны в мировую историю, мы не знаем. Насколько то и дело всплывающие подробности, сенсационные и пикантные, правдивы, всё равно решать каждому самостоятельно, поскольку чем больше лет проходит с даты ухода из жизни этих имён, тем большими мифами они обрастают.
Что касается Ханса Кристиана Андерсена, ни в коем случае не хочу сказать, что родителям нужно срочно запретить своим несмышлёным детям читать его сказки, пьесы, романы – настаиваю, знакомиться с его произведениями нужно! Стоит просто – конечно же, по возможности – первостепенно учить, а порой и вновь учиться самим, выделять нравственное и поучительное, а глубокий текстовый, сексуальный и смысловой анализ как произведений, так и биографии этого писателя-сказочника, оставлять на «потом», когда у ребёнка появится умение формировать собственное мнение.