Увольнение в Нижнем Тагиле шестерых врачей из двух хирургических отделений Центральной городской больницы № 1 уже породило целую волну аналогичных протестов и увольнений по собственному по всей стране. И хотя свердловские власти заверяют, что ситуацию в Тагиле удалось урегулировать (хирургов удержали от увольнения), наметившуюся тенденцию, похоже, уже не удастся остановить. Врачи утверждают: произошедший случай показал, что подобный способ решения проблем вполне эффективно работает.
Все вопросы, которые возникли в Нижнем Тагиле, где массово уволились хирурги, урегулированы, ситуация разрешена, сообщила в минувшие выходные зампредседателя правительства РФ по социальной политике Татьяна Голикова. Ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что все написавшие заявления об увольнении хирурги согласились продолжить работу. «Насколько я знаю, вопросы все урегулированы, потому что мы специальную проверку направляли, министерства здравоохранения, федеральную», — сказала она журналистам в Челябинске. Она добавила, что, по имеющейся у неё информации, «вопросы все там разрешены».
Эффективное оружие
Однако заявления высокопоставленных чиновников пока выглядят в некотором смысле валерьянкой для наивных, утверждает эксперт аналитического агентства «Политсобрание» Наталья Желтова.
«В тагильском случае местные власти в связке с федеральными бросились заливать возникший пожар. Однако с большой долей вероятности можно прогнозировать, что таких очагов с каждым днем будет все больше и больше. Врачи долго терпели, долго просили, надеялись, однако сейчас поняли – их не слышат. Протестная акция на Урале показала: это эффективное оружие, которым можно пользоваться и в дальнейшем. Получается, что других инструментов воздействия у медицинского сообщества по сути не существует», - резюмировала Желтова.
Уволится треть врачей
Тагильская история без преувеличения явилась спусковым крючком. Теперь, прогнозируют эксперты, такие истории будут повторяться регулярно. И если Москва, Петербург, Тюмень смогут идти на уступки и заливать обнажившиеся бреши бюджетными деньгами, то в подавляющем большинстве регионов это просто невозможно.
Волна не заставила себя долго ждать. Так, в закрытом городе Трехгорный в Челябинской области все хирурги единственной больницы в городе решили уволиться из-за слишком высокой нагрузки и низкой оплаты труда.
Хирург с 30-летним стажем Станислав Редькин уже рассказал журналистам, что медсанчасть – это единственная больница на весь город с населением около 35 тысяч человек. По его словам, если увольняется один врач, нагрузка на остальных вырастет на четверть. По словам доктора, ситуация усугублялась в течение последних трех лет, врачи работали на полторы-две ставки в день и дежурили по ночам. Когда они попросили руководителя разрешить ситуацию, тот ответил, что медики «ничего не делают», а получают и требуют слишком много. «У меня как у заведующего отделением оклад 7800 рублей. Это оклад, на который как раз и происходят все остальные начисления. Для сравнения, в Челябинской области у врача оклад 22 тысячи, а у меня 7800», - сообщил хирург. По его словам, бывали случаи, когда он ночевал дома только три дня в неделю. Отмечается, что все врачи написали заявления на увольнение на сентябрь.
Во Владимирской области 12 медсестер неврологического отделения Александровской районной больницы решили уволиться из-за сокращения стимулирующих выплат, сообщил главный врач больницы Александр Обидин. «12 медсестер написали заявления, могу это подтвердить. Это связано с тем, что мной сокращены стимулирующие выплаты в связи с перевыполнением дорожной карты по заработной плате», – цитирует Обидина ТАСС. Главврач также сообщил, что момент медсестры получают около 32-35 тыс. рублей в месяц. После сокращения стимулирующих, их зарплата сократится на 400-1500 рублей. Аналогичный случай произошел и в Ставрополье – там в одной из больниц уволились все врачи-травматологи вместе с заведующим отделением. Их также не устроили зарплаты и загруженность. В Петрозаводске сотрудники службы «скорой помощи» в свою очередь пригрозили забастовкой.
Глава независимого профсоюза сотрудников «Скорой помощи», фельдшер Дмитрий Беляков рассказал, что проблема касается всей страны – причем не только регионы, но и Москву. «Дело не только в зарплате: врачи вынуждены работать в нечеловеческих условиях. Медработников воспринимают как обслугу, в отношении нас задействовали жесточайшую систему штрафов. Есть все основания полагать, что уже в ближайшие несколько месяцев в России уволится около 30 процентов врачей», - пояснил Беляков. По его мнению, это радикальный вариант, однако он позволит обратить внимание власти и общество на медсообщество.
«Отечественное здравоохранение без преувеличения переживает катастрофу. Случай с тагильскими хирургами мне понятен – такие ситуации сегодня сплошь и рядом. Это система», - заключил Беляков.
Нет солидарности
Впрочем, далеко не все придерживаются мнения, что тагильский прецедент распространится на всю страну. Так, член Союза педиатров России Дмитрий Малых, комментируя коллективное увольнение хирургов в Нижнем Тагиле, указал на то, что рынок очень ограничен: частный сектор сейчас не настолько широк, чтобы принять всех желающих.
«Получается, что если ты увольняешься, то фактически уходишь из профессии. Думаю, многие к этому не готовы», - сказал Малых. Он также отметил, что далеко не во всех госучреждениях плохие условия труда: «За последние годы уровень зарплат и оснащения в государственных клиниках заметно вырос. Многие мои коллеги вполне довольны, работа в госсекторе их устраивает».
Врач-терапевт высшей категории, член Клуба научных журналистов Алексей Водовозов посетовал на то, что врачебное сообщество «очень разнородное и разрозненное». «В российском здравоохранении сегодня – очень разные люди, которые трудятся в очень разных условиях. Думаю, что вести речь о профессиональной солидарности еще преждевременно», - пояснил он.
Водовозов не исключил, что протесты по тагильской схеме будут повторяться. Однако далеко не везде региональные бюджеты готовы к увеличению финансовой нагрузки: «Поэтому чаще будет так: одни начнут увольняться, а другие – приходить на их место».
Но это не точно.