Первая половина декабря выдалась дождливой и теплой. Каждое утро с надеждой я смотрел на лужи, не дернуло ли их за ночь морозцем, не покрылись ли они ледком, но нет, льда не было и в помине. Так шли дни, в изнемогающем ожидании праздника, ни нового года, ни дня рождения, а первого льда. По сотому разу доставались, проверялись, осматривались снасти для зимней рыбалки, все складывалось в угол, на случай экстренного выезда, только все он никак не наступал…И вот, однажды, случилось. Случилось очень сильно не кстати, как и должно было, по закону полности. На тот момент я учился в институте, началась сессия, и грянули морозы со снегопадом. На второй же день, со слов моего приятеля, живущего на водоеме, орда рыболовов с копьями (должно быть с пешнями), бурами, лыжами и санками высыпали на заливы водохранилища. Не обошлось и без купания, но кого это когда-либо останавливало?
А спустя неделю началась оттепель, пока я добрался до города Рузы, откуда должен был стартовать на Рузское или Озернинское водохранилище, снега не осталось. Я засыпал после дороги под стук и журчание капели, и был готов обменять поклевку килограммового окуня на морозную ночь, но с каждым днем термометр показывал + С. Неделя каникул заканчивалась, оставалось пару дней до отъезда…
- Ты чего не на рыбалке? – спросил удивленно д. Толя при встрече.
- Да куда там. Воды по колено, как бы не утонуть. – С нескрываемой досадой ответил я, посматривая на пасмурное небо.
- Я то не еду, потому что работаю, да и бабка дел приготовила… А ты езжай, лед еще держит, только пешню возьми и на глубину не лезь, вон с мормышкой вдоль берега… Бывалочи, пошевелишь ее у дна, муть поднимешь и стук… тащишь… Поезжай, нечего дома торчать, я бы тоже смылся бы от бабки, да только мне с ней еще век доживать. – И сосед заразительно улыбнулся. Появилась некая уверенность и приятное ожидание на счет завтрашнего утра, но вот некое волнение так и не покидало, окончательное решение перенес на утреннее чаепитие.
Ночь прошла беспокойно, сны были отрывисты, снилось что-то колючее и холодное, поглядывая на синеву неба, я ждал звонка будильника, предвкушая горячий кофе и большой бутерброд с крупнопорезанной колбасой. И вдруг я осознал, что не слышу больше звука капели, неужели минус на улице!? Автобус, покачиваясь, не торопясь вез меня в сильно знакомое место, где я впервые в раннем детстве оказался на берегу Озернинского водохранилища. Бедно смотрятся обнаженные без снега поля, лес, еще кое-где по-осеннему бурый, сиротливо несет свои воды речка Озерна. «… вторая остановка, кто выходит?» - буркнул водитель, прижимаясь к обочине. Я оказался одним высаживаемым. Пройдя несколько метров, я застыл: желтоватое от прошлогодней травы непаханое поле, местами чернеющее землей, перетекало в бежевую полосу песочного пляжа, а дальше – черная водная гладь. «Неужели растаяло?» - крутилось у меня в голове, пока я шел к берегу. Километр пролетел незаметно.
Я стоял на берегу, с опаской и восхищением глядя на темно сине-серый глянцевый лед. Шаг. Как будто в уши раздается хруст, и сердце сжимается, лезет подальше от воды, не в пятки, а под шапку. Но удар пешни держит, уже обнадеживает. Место, на которое я приехал, глубокое и плотвиное, леща там мало, надо смещаться на русло, а вот крупной плотвы предостаточно, о чем говорят хорошие летние уловы, да и окунь встречается хороший, до 500 грамм. Признаюсь, в тот раз, я впервые решил попробовать осознанно половить на мормышку, до этого на зимних рыбалках я больше склонялся к ловле на балансир или поплавок.
Итак, я дошагал примерно до того места, где летом на свале с успехом ловил подлещика и плотву. Подводный рельеф представлял собой плавное понижение от берега до 1-1,5м (в зависимости от уровня воды в вдхр), а после следовал резкий крутой свал до 2,5-3м, у подножья этого свала и происходила обычно ловля. Теперь, зимой, я пытался отыскать это место. Вроде бы где-то тут, пробиваю несколько лунок по диагонали от берега. Сажусь на самую первую. К той зиме я подготовил «походный» удильник с открытой встроенной катушкой и мягкой рукояткой. Леска 0,1, мормышка – золотой гибрид банана и уралки с серебряным брюхом и белой бусинкой. Насаживаю мотылька и опускаю в лунку. Первая проводка. Взяв удильник как шариковую ручку, я пробую сделать первый подъем в очень быстром темпе, а уже на втором следует уверенная поклевка, кивок сгибается, подсечка и окунек уже на льду. После третьего окунька поклевки прекратились. «д. Толя говорил, что на одной лунке сидеть нельзя, надо постоянно искать» - с этой мыслью я перебрался на другие лунки и тоже обловил их. К слову говоря, до свала я так и не дошел, боязно. Поэтому решил двигаться вдоль берега до островка. Там в травке, на метровой глубине, дела пошли лучше. Я активно экспериментировал с проводками и мормышка, толщиной лески и типом кивка, в результате пришел к некоторым простым выводам:
1. Мормышки из вольфрама на мелководье не нужны, по наблюдениям и, не вдаваясь в законы физики, свинец опускается на дно чуть дольше, а игра кажется немного плавнее, без резких подскоков, что соблазняет, а не отпугивает рыбу. Для больших глубин вольфрам наоборот предпочтительнее, так как свинец там как будто попадает в «кисель» , поэтому приходится увеличивать массу мормышки, а соответственно и размер, а это редко когда нужно.
2. Имея две совершенно разноплановые мормышки (черную уралку и блестящую дробинку), можно подобрать ключик почти всегда к рыбе.
3. Универсальных кивков не бывает, каждый надо подгонять под мормышку, в зависимости от веса и типа.
4. Часто окунь клюет на ускорении проводки, либо когда после медленной плавной игры начинаешь играть мелкочастотно и агрессивно.
5. Золотая середина толщины лески – 0,1, она позволяет полноценно играть мормышкой (на леску тоже действует сила трения воды), а так же имеет необходимый запас прочности. 6. Удилища с открытой катушкой удобнее в обращении, а при наличии ручки с помощью разного хвата, можно добиваться достаточно необычной игры.
Я был приятно удивлен, что за пару часов в общих чертах сумел овладеть техникой и некоторыми приемами ловли, естественно, я понимал, что всю оставшуюся жизнь буду учиться, копить и использовать опыт, но базу, которая в первое время должна давать мне шансы не остаться без поклевок и уверенности, я приобрел, даже, можно сказать, наработал.Обловив вокруг острова, я вышел из-за него и оглядел просторы водохранилища. Темно-сизое полотно растянулось до другого берега, где почти сливалось с голубыми елями. Вдохнув полной грудью, я ощутил простор и полноту жизни. Счастье – это возможность дышать полной грудью, закрыв глаза от удовольствия. Рыбалка всегда была для меня возможностью единения с природой, никогда желание поймать трофей не перерастало в опрометчивость или безумство, а тут… Двое упитанных мужчин расположились над многим известной ямой. Расположились, как часто бывает, близко друг к другу, и, попивая чай, они ждали подход плотвы подлещика. Огибая «лещатников», я бросил в их сторону:
- Глубоко ли тут в этом году?
- Десять! – отозвался один.
– А ты чего так чудно идешь?Я же передвигался скользящими движения, прощупывая перед собой лед , и даже успел обнаружить полынью.
- Так лед все-таки не прочный, иногда с первого раза пробивается, иногда со второго, купаться совсем не хочется! – отозвался я, про себя отмечая, что лед под мужчинами немного прогнулся, со стороны это было особенно хорошо видно.
- О, глупости, лед хороший, в нас по 120 кг, как видишь, держит двоих! – и он с гордостью выпятил вперед живот.
- Так уже прогнулся под вами! – предостерегающе попытался обратить их внимание на сей факт.
- Ничего подобного, у страха глаза велики! – и они дружно засмеялись. Отходя от них, я ощутил крупные, катящиеся по пояснице, капли пота. Ведь если провалятся, как их доставать? Под впечатлением от увиденного, я уселся на углу залива вплотную к затопленным кустам. Попав на уловистую лунку, я больше и не вставал с нее, сидя на ящике, я медленно опускал мормышку на дно, глубина в том месте была около 60 см, постучав и подняв облако мути, я начинал быструю проводку, в мгновенье кивок уверенно сгибался, и на льду оказывался окунек. Сортируя их сразу, я отобрал себе для засолки около двух десятков окуней. Тем временем только начавший крепчать мороз ослаб, стало комфортно ловить без перчаток, а потом и вовсе на льду появилась вода… Собираясь на автобус, напоследок я еще раз посмотрел на мужичков, две фигурки на фоне черно-сизого глянцевого льда, больше легкомысленных, чем бесстрашных. Порой даже неприятный, мрачный цвет, может начать ассоциироваться с приятными моментами, а в моем случае с богатым уловом.
Автор Plakha
Если вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш портал о рыбалке! Чтобы перейти на портал, нажмите кнопку вверху статьи "Статья на портале РНарод"