Разработки автомобиля начались после войны, в 1946 году. Первые опытные образцы появились в 1948 году и носили название "Труженник". Первые же экземпляры подверглись серьезным испытаниям. Автомобиль прошел дистанцию в 12,5 тысяч километров. Автомобиль превзошел по всем показателям своего предшественника ГАЗ-67. Был экономичнее, скоростнее. Имел лучшую проходимость и комфорт. Спустя год прототип подвергли более тяжелым испытаниям. Был проложен маршрут, состоящий из сплошного бездорожья. Автомобиль был полностью загружен и тянул тяжелый прицеп. По тех заданию автомобиль должен был преодолевать сугробы в 40 см, грязь в 30 см и рвы в 55 см глубиной. В 1951 году был построен пятый опытный экземпляр. Пройдены очередные Государственные испытания и автомобиль одобрили в серию.
Первые серийные экземпляры вышли с конвейера в 1953 году. Модификация ГАЗ-69 - армейский 8-ми местный двух дверный вариант с продольными скамейками вдоль кузова и откидным задним бортом. ГАЗ-69 А - командирский (или сельхоз) вариант с четырьмя дверями и откидным задним бортом.
Автомобиль оснащался двигателем ЗМЗ-66. Четырехцилиндровый мотор имел объемом 2,12 литра и развивал максимальную мощность 55 л.с. Максимальный крутящий момент достигал значения 127 Нм (при 2000 об/мин). Двигатель "низкооборотистый" и обладал почти дизельными характеристиками. Прекрасно переваривал бензин марки А-66 и А-70 (другого тогда и не было). Максимальная скорость машины была 90 км/ч, крейсерская — 45-50 км/ч. Расход топлива составлял 17-19 литров на 100 км. Дорожного просвета у машины составлял 210 мм. При снаряженной массе 1525 кг автомобиль брал на борт 650 кг груза.
ГАЗ-69 имел много модификаций, которые использовались во всем Советском союзе и выпускались большими партиями. К ним можно отнести:
- ГАЗ-69 – 8-ми местный 2-х дверный внедорожник с открытым кузовом
- ГАЗ-69А – 5-ти местный 4-х дверный сельскохозяйственный внедорожник с багажником
- ГАЗ-69-68 – модернизированный 8-ми местный 2-х дверный внедорожник с откидным бортом
- ГАЗ-69А-68 – модернизированный 5-ти местный 4-х дверный сельскохозяйственный внедорожник с багажником
- ГАЗ-69Э – 8-ми местный 2-х дверный с экранированный электрооборудованием
- ГАЗ-69М - экспортный 8-ми местный 5-ти дверный автомобиль (объем двигателя 2.432 л, использовавший 72-й бензин)
- ГАЗ-69МЭ – экспортный вариант с экранированный электрооборудованием
- ГАЗ-69АМ – экспортный вариант с 5-ти местным 4-х дверным кузовом
- ГАЗ-69АМЭ – экспортный вариант с 8-ми местным 2-х дверным кузовом, откидным бортом и экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-69П – милицейский автомобиль
- ГАЗ-69Б – сельский почтовый автомобиль
- ГАЗ-69 ЛСД – медицинский фургон
- ГАЗ-69 ДИМ - дорожный индукционный миноискатель (глубина не менее 70 см)
Автомобиль получился очень крепким, ремонтопригодным и неприхотливым. До наших дней дожило много экземпляров. Энтузиасты реставрируют старичка. Некоторые восстанавливают 69-й до первоначального состояния, некоторые делают из него шоустопер. На мой взгляд он красив в любом облике!