Даже мельком посмотрев на лицо Дени Дидро (1717-1784), можно сразу понять, что он был цельной натурой и вообще хорошим человеком. Один из самых известных европейских просветителей XVIII века, он буквально совершил гражданский и философский подвиг, организовав издание книги, где собрал все основные научные и философские знания своего времени. Эта книга была названа "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Даже одно это могло бы обессмертить имя Дидро, но он был еще и оригинальным мыслителем, очень смелым и передовым для своей эпохи.
Как философ, Дени Дидро интересовался широким спектром проблем. В области онтологии (учении о бытии, устройстве мира) он поначалу стоял на позициях деизма. Деизм - это учение, согласно которому бог - есть, и он создал мир, но после этого никак не вмешивается в его существование, то есть самоустраняется. В век Просвещения идеи деизма были очень популярны в среде интеллектуалов.
То есть деизм можно назвать неким срединным положением между религиозностью и атеизмом. Отсюда эволюция духовного и мыслительного процесса могла вести в любую из сторон. Дидро же, увлеченного идеями просветительства, новыми научными теориями (в частности, Ньютона), интеллектуальное развитие привело к атеизму.
Изучая механику и физику, философ понял, что в основе мира лежат объективные природные законы, и они доказуемы. А вот наличие сверхъестественного существа, наоборот, совершенно недоказуемо, а всего лишь предполагается и опирается исключительно на веру. Таким образом, субстанция (основа мира) не может быть идеальной, то есть божественной, она материальна. А сам мир похож на механизм. То есть устроен так же четко и понятно, важно только понять принцип этого устройства.
Однако процесс познания бесконечен, так как мир - очень сложная система, к тому же постоянно меняющаяся. Дидро не был диалектиком. но довольно близко подошел к идее беспрерывного развития.
Будучи сам благородным человеком, Дидро считал всех людей существами, добрыми от природы. В каждом есть нравственное чувство (как тут не вспомнить И. Канта с его категорическим императивом), но его надо развивать! И тут очень многое зависит от воспитания. Дидро определенно высказался в отношении того вопроса, как связаны религиозность и мораль. Он четко отделял эти явления. Религиозность не связана с моральностью автоматически. Также и атеизм не связан с моралью автоматически.
Можно быть верующим подонком и благороднейшим, честным атеистом, и наоборот. Все зависит от человека и того, как его воспитали. Для XVIII века подобные мысли были революционными.
Поскольку Дидро считал, что моральное воспитание идет рука об руку с интеллектуальным, он в целях просвещения и воспитания людей и начал собирать "Энциклопедию". Статьи туда писали лучшие умы Европы. Работа над книгой длилась 20 лет! И, когда она вышла, это было знаменательнейшее событие.
Свершив труд своей жизни, Дидро решил, что может позволить себе некоторый отдых и принял приглашение Екатерины II приехать в Россию. Там он вел с императрицей просветительские беседы о лучшем устройстве государства, Екатерина слушала, да поступала потом отнюдь не по Дидро.
Будучи 71-летним, Дидро заболел. Кое-как отлежавшись, он начал вставать и однажды даже сел с семьей обедать. Подавали суп, на второе вареную баранину с цикорием. Философ все это с удовольствием съел, потом еще съел абрикос и хотел взять вишневое варенье, но уронил голову на руки. Жена спросила его, в чем дело? Но Дени Дидро уже не ответил. Он был мертв.
Хотите распространить эти знания? Давайте ссылки на мой канал. Читайте еще:
Медиа как продолжение человека: теория Г.М. Маклюэна
Зачем нам нужен искусственный интеллект, и угрожает ли он человечеству
Загляните на досуге в этот пост в другом блоге: