С многоцелевым самолетом – амфибией Бе-200ЧС - одним из самых достойных экспонатов МАКС-2019 - я впервые познакомился 15 лет назад на учениях «Barents Rescue-2004» в Калининграде. Там же на Балтике удалось совершить и первые полеты на этой чудесной машине, познакомиться с людьми, которые в то время еще только осваивали «летающую лодку».
Все эти годы самолет совершенствовался. Он вместе с экипажами опытных испытателей - летчиков МЧС России учился летать в самых разных точках Земли и климатических условиях, почти в полном отсутствии видимости, когда черный дым от пожаров окутывал все вокруг. А еще он садился на воду для спасения терпящих бедствие моряков, в режиме глиссирования заправлял противопожарные емкости. И это тоже было серьезным испытанием.
- Посадка на воду – это совершенно другой процесс, по сравнению с обычной посадкой на полосу или даже грунт. Аэродинамика здесь тесно переплелась с гидродинамикой, и поэтому нам, летчикам, пришлось буквально бороться со своими привычными летными навыками, - рассказывал мне Валерий Крузе, опытнейший пилот, имеющий едва ли не самый большой налет на Бе-200.
Пришлось мне и самому увидеть «как учат летать» самолеты. Было это там же, на Балтике. Вместе с начальником авиации МЧС России Рафаилем Закировым мы стояли на верхней палубе плавучего штаба учений. Только что приводнившийся самолет-амфибия вдруг начал быстро забирать вправо, создавая ситуацию близкую к аварийной. К счастью, на достаточном удалении от нашего корабля, Бе-200 выровнял курс, спокойно разминувшись с нами и продолжив выполнение задач по спасению на воде.
Под вечер в аэропорту мы смогли не только посмотреть, но и руками пощупать поврежденный поплавок, поддерживающий на воде крыло.
Он-то и послужил причиной отклонения вправо. И только моментальная реакция Валерия Андреевича Крузе позволила избежать неприятностей. Уже через сутки в Калиниград привезли новые, усиленные поплавки: создатели самолета отреагировали мгновенно. Таких «поправок» по горячим следам по рассказам пилотов, было за эти годы сделано немало.
В 2010-м Крузе и его боевые товарищи спасали Подмосковье. А еще были Индонезия, Италия, Сербия, Португалия…
В 2016-м в тяжелейших условиях при тушении лесных пожаров в окрестностях португальского города Лейрия, воздушные пожарные задели верхушки деревьев. Заслуженный летчик России Валерий Крузе и в этих условиях сумел избежать катастрофы и посадить поврежденный самолет.
Бе-200ЧС продолжают совершенствовать и до сего дня.
В день открытия МАКС -2019 специалисты ТАНТК им. Г.М.Бериева представили самолет-амфибию президентам России и Турции – Владимиру Путину и Тайипу Эрдогану. Здесь же, на салоне были подписаны документы, позволяющие двум зарубежным компаниям продвигать Бе-200ЧС на мировой рынок.
Жаль только, что у любимого самолета не увидел я знакомых пилотов… Ведь машина-то на салоне МАКС-2019 была представлена не «эмчеэсовская», а та, что от производителя.