О роли личности в истории спорят давно. Это, по моей классификации, один из вирусов, призванных отнимать энергию у слабых сообществ. Проявляется это так -спорили-спорили, сил уже нет, а ни к чему так и не пришли.
Тем не менее великие люди всегда вызывают к себе интерес. Как же так, обычные двуногие, ничем не лучше, а –порой даже хуже, помните у Пушкина – он мал, как мы, он мерзок, как мы! и вдруг становится историческим персонажем.
Вот почему я решил реконструировать смысл жизни Чингисхана. К этому времени я прочитал огромное количество литературы о нем, так что кое-какие мысли у меня уже есть. Но дело не в этом – Чингисхан, как известно, вышел к высшей власти с самого дна жизни. Чтобы вы немного оценили условия, в которых он жил, расскажу историю, которая произошла со мной.
Когда я учился в Литературном институте, мы ходили на физкультуру на стадион «Строитель», это где-то в районе метро «Савеловская». И вот однажды после урока я вдруг вернулся на этот стадион- забыл захватить кеды, которые оставил на бровке. Пересекая стадион, я вдруг остановился на середине и замер. Мне показалось, что я голый стою посередине мира и виден всем, как на ладони, а вокруг черт знает что… Это был момент серьезного ужаса.
Кочевники великой степи так жили всегда.
И вот рассматривая жизнь Чингисхана с точки зрения эмоциональной, а как известно тем, кто читает мои посты уже давно, смысл жизни есть то, что волнует человека больше всего, обращают на себя два момента из его жизни, когда он сам высказывался по поводу случившегося.
Вот момент, когда его жизнь подверглась опасности:
«Тэмуджин говорит: "Я, в бегстве ища спасения своему грузному телу, верхом на неуклюжем коне... взобрался на [гору] Бурхан. Бурхан-халдуном изблевана жизнь моя, подобная жизни вши. Жалея одну лишь жизнь свою, на одном-единственном коне, бредя лосиными бродами, городя шалаши из ветвей, взобрался я на халдун. Бурхан-халдуном защищена, как щитом, жизнь моя, подобная жизни ласточки. Великий ужас я испытал" [32]
(http://www.kulichki.com/~gumilev/articles/Article04.htm)»
Другой случай:
«Летописец Рашид-ад-Дин рассказывает, что как-то раз незадолго до своей смерти Чингисхан собрал всех своих полководцев и наследников и спросил – в чем заключается высшая радость и наслаждение мужчины. Все дали один и тот же ответ, которым Чингисхан остался совершенно недоволен. После этого он прочитал всем нотацию, что "величайшее удовольствие и наслаждение для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет, заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, в том, чтобы сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов, в том, чтобы превратить животы его прекрасноликих супруг в ночное платье для сна и подстилку, смотреть на их разноцветные ланиты и целовать их, а их сладкие губы цвета грудной ягоды сосать!".
(http://www.glaschat.ru/game-www-log/game-www-46-stat.htm)
Если рассмотреть эти два случая как антиподы, то ясно можно принять, что перед нами случаи величайшего унижения и величайшего возвышения. Но смысл их в том, что в одном случае человеке находится с ситуации абсолютной незащищенности, а другой - в ситуации абсолютной безопасности.
Я далек от мысли объявить первый случай первым воспоминанием Чингисхана, но для меня несомненно одно – поиск абсолютной безопасности и был смыслом жизни для великого владыки. При этом одно не отрицает другое – Темуджин постоянно попадает в ситуации абсолютной небезопасности, незащищенности. Это и есть действие его смысла жизни. И уверен, что сколько бы он ни жил, он бы постоянно воевал, пока была бы мельчайшая опасность для него.
Как же так случилось, что именно его смысл жизни стал определяющим для всего народа?
Об этом я напишу ниже, но ответ на вопрос, как люди становятся великими, для меня ответ кроется в словах Чингисхана : «Великий ужас я испытал». Тот, кто испытывает великий ужас, то испытывает и великую радость. Чем шире размах качелей смысла жизни, чем больше противоречие, т ем больше энергии вырабатывается при движении от одного полюса к другому, тем больше дел может совершить человек. Думаете, не так?
читать вторую главу