В замечательном кинофильме «Москва слезам не верит» (1979) есть важная деталь, которую мало кто замечает. Она, в общем-то, не нужна для сюжета, вернее, кажется ненужной. На деле-то она — системообразующая. В одном из фрагментов Катя говорит Людмиле, что идёт в гости к своему дяде — маминому брату «какому-то там троюродному», однако, носящему ту же фамилию — Тихомиров. Повторюсь - у Кати та же фамилия. Мамина. Не отцовская. Это подчёркивается. Но не выпячивается.
То есть у Катиной мамы на момент рождения дочери была девичья фамилия. Иначе говоря, Катя — дочь матери-одиночки. Есть у психологов теория, согласно которой дочь в 9 случаях из 10 наступает на те же грабли, что и мать, даже в том случае, когда пытается выбрать иную дорогу. Но грабли подстерегают носительницу той или иной модели поведения буквально всюду. Если у мамы была отличная семейная история и крепкий брак, её дочь с большой долей вероятности выберет ровно такую же линию по формированию отношений.
...Если женщины в роду постоянно терпели мужчин-тиранов, а папа бивал маменьку, то у девочки возможна ровно такая же «стратегия поиска» - жизнь выведет её на абьюзера (как теперь говорят). И Катя, судя по этой проходной реплике, жила с матерью, когда-то брошенной мужчиной и, наверняка, точно так же в период беременности. Это обычное повторение жизненного сценария. Если бы Катя не напоролась на мажорчика-Рудольфа, она бы непременно «отыскала» себе какого-нибудь заводского активиста (популярного у девчат) или симпатичного студента (любителя современной поэзии).
...Которые погуляв, сказали бы: «Гуд бай». Вообще, если приглядеться — Катя влюбчива и довольно быстро оказалась в объятиях Рудольфа (та же Людочка себя берегла, как превеликую ценность, не дозволяя Гурину понапрасну тискать свои пышные плечи). Катя — полюбила и тут же позволила себя уложить в постель — если вы помните, от первого знакомства до «вечера с шампанским» прошло очень мало времени. Значит, у девушки было не столь много «тормозов» на этот счёт. Потом нам показывают её — взрослую, шикарную, отлично одетую.
При ней — респектабельный любовник Володя. Я допускаю, что не он — первый после Рудольфа, а пятый, по крайней мере. Точно так же — то есть быстро, как привыкла, Катя падает в объятия Гоши — нам показывают их в кровати. Через сколько там дней? Больше того, есть вероятность, что Тихомирова-старшая в возрасте 40+ (мама Кати) нашла себе «хорошего мужика», а Катя лишь скопировала понятную формулу, откликнувшись на запрос Гоши. И это всё не от распущенности, а от наивности. От ожидания счастья и поисков любви.
Zina Korzina (c)
P.S. Книгу, написанную уже после фильма, я не читала (возможно, там есть объяснение и оно - другое). Впрочем, эту вещь читало не так много народу, как смотрело фильм. Здесь рассматривается только киноверсия и её нюансы.