Всем привет! Сегодня мы поговорим о том, как из палок, фанеры и такой-то матери сделать летающий авианосец.
Еще на заре авиации перед военными чинами встала серьезная проблема применения бомбардировщиков - имея гораздо больший радиус действия, чем истребители прикрытия, в одиночку они становились практически беззащитными перед самолетами противника. Конечно, можно было наносить удары в зоне действия союзных истребителей, но военные почему-то всегда хотят большего... Решением этой проблемы и занялся инженер Владимир Вахмистров.
Свои первые наработки Вахмистров начал воплощать в жизнь еще в 1931 году, подойдя к проблеме с весьма неожиданной стороны. Вместо того, чтобы увеличивать дальность действия истребителей, он решил разместить их прямо на бомбардировщике. Сценарий применения был примерно следующий:
- На бомбардировщик-носитель снизу подвешивается груз бомб, а сверху - пара истребителей;
- Полученная конструкция пытается взлететь и берет курс на цель;
- Над целью бомбы и истребители с полными баками отцепляются от носителя: первые летят вниз, а вторые - в сторону самолетов противника, завязывая воздушный бой;
- При идеальном развитии событий, на остатках топлива все возвращаются на базу;
- ...
- Награждение отличившихся.
В качестве первых подопытных были выбраны двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 и пара легких истребителей И-4 под общим названием "Звено-1". Как ни странно, испытания прошли крайне успешно, что вселило оптимизм в душу Владимира Вахмистрова и сподвигло на дальнейшие конструкторские эксперименты. С 1931 по 1934 были последовательно испытаны различные комбинации из четырехмоторного ТБ-3, И-5, И-Z и И-16.
Казалось бы, результат достигнут, но Вахмистрова было уже не остановить. Уже через год на свет появилось сооружение под названием "Авиаматка". Суть такова - на ТБ-3 под крыльями закрепляются два И-16, на крыльях - два И-5, и еще один И-Z крепится под фюзеляж прямо в полете. В будущем же на ТБ-3 планировалось подвешивать до восьми И-16, которые посменно бы заправлялись топливом от самолета-носителя. По задумке, полученный отряд смог бы патрулировать небо до 6.5 часов. К сожалению, а может и к счастью, до практики дело не дошло.
В 1938 году Вахмистров решил переориентировать свои наработки под нанесение прицельных штурмовых ударов. Проект получил имя "Звено-СПБ" (составной пикирующий бомбардировщик). К ТБ-3 подвешиваются два И-16, к И-16 подвешиваются две авиабомбы ФАБ-250 по 250 кило каждая, как можно догадаться из названия. Дальше всё идет по привычному сценарию - над целью самолеты расцепляются, И-16 в пикировании сбрасывают бомбы и звено летит обратно, при необходимости отбиваясь от самолетов ПВО противника. Система успешно прошла испытания, получила одобрение на самом верху и летом того же года была принята на вооружение ВВС и Морской авиации.
А в июле 1941 года состоялось боевое крещение. 26 июля пара ТБ-3 подошла к портовым сооружениям румынской Констанцы, отцепила четверку И-16, которые весьма успешно отбомбились по нефтеперегонному заводу прямо на глазах у не ожидавших такой подлости румын. После этого все самолеты успешно вернулись на базу. Следующей целью был железнодорожный мост через Дунай. Он был уничтожен за два налета, 10 и 13 августа, и опять - без потерь со стороны советской авиации.
Однако, ухудшающаяся тактическая обстановка вместе с большими потерями устаревших ТБ-3, которые могли быть переоборудованы в носители истребителей, фактически поставили крест на дальнейшем применении "Звена". До конца 1941 года количество боевых вылетов сокращалось, последние из них были проведены в 1942 году. При этом комплекс показал себя с самой лучшей стороны, несмотря на свою необычность.