На седьмом десятке лет я, столкнувшись с проблемой здоровья, неожиданно для себя обнаружил отсутствие какой-либо научно обоснованной информации о вегетарианстве за исключением попыток христианской церкви, которая рассматривает этот вопрос, относя его к одной из форм язычества. К категории общих формальных его условностей, определяющих порядок обрядов, табу, жертвоприношений, когда мифы поддерживали порядок мироустройства на какой-то территории.
Периодически ученые споры на эти темы между медиками и защитниками вегетарианства вроде как и происходят, но официальных исследований на эту тему нет. Это говорит о том, что наука твердо удерживает свои сложившиеся позиции, относя вегетарианство к существующим религиозным практикам, а сыроедение, веганство, солнцеедение и другие подобные методы питания человека медики относят к прямому сумасшествию. С этими утверждениями можно спорить, но факты говорят о том, что медики все же правы.
Сорок лет назад, изучая «Аюрведу», я к вегетарианству и сыроедению относился уважительно и, как любой современный молодой человек, безапелляционно не признавал никакой критики. А йоги в то время соотносились с персонажами сказочных личностей, созвучных с индийской мифологией. Была как-то информация о том, что женщина-вегетарианка победила группу тренированных спортсменов во время совместного перехода на какое-то расстояние в пустыне.
Сейчас у меня скорее всего возник бы вопрос о пользе озвученного мероприятия и зачем спортсмены полезли в пустыню соревноваться с вегетарианцем, когда их прямое предназначение — тренироваться и побеждать в определенных видах спорта. Зачем нужна была такая профанация спорта, которая ничего не доказывает? И сейчас я неожиданно для себя увидел вегетарианство с другой стороны, на которую ранее просто не обращал внимания.
Недавно я спросил у знакомого экстрасенса, почему у меня болит печень, хотя я не употребляю ни мяса, ни яиц, ни животного жира. Мне ответили, что это закономерно, что это сказывается мое отношение к питанию, когда организм полностью исчерпал все свои внутренние резервы и начал «жрать» сам себя. Болезнь печени — это следствие, а причина — вегетарианство, потому что ухудшение здоровья начинается не сразу после смены образа питания, а в отдаленном времени, лет через 10−15.
И дальше последовали вопросы экстрасенса: «Ты религиозный фанатик, который готов в любой момент „сдохнуть“ ради каких-то религиозных истин? Ты хочешь стать йогом, который нечесаный и грязный стоит на одной ноге на каком-то столбе? Зачем тебе вегетарианство вообще?»
Я отвечал: «Нет, я не религиозный фанатик и давно уже покинул секту, в которой вегетарианство было обязательным условием. А к вегетарианству просто привык, и иногда это бывает полезно».
Например, при последнем медицинском обследовании, которое я проходил, медики с удивлением отметили, что, несмотря на значительный лишний вес, уровень холестерина у меня довольно низкий. Холестерин холестерином, а вот печень моя оказалась больная.
Это говорит о том, что растительные белки не в состоянии полностью заменить животный белок, потому что мышечный каркас и внутренние органы человека состоят не из мочала, а все-таки из мяса.
Углубляясь в тему «зеленого» питания, я увидел, что в буддизме, на основе которого базируется вегетарианство, само отношение к этому вопросу неоднородно, а сам буддизм имеет два центра влияния — в Тибете и в Индии. И несмотря на то, что Индия традиционно является колыбелью буддизма, главного буддиста называют не йогином, а ламой (Далай лама). Это существенно, когда на фоне буддизма основано множество йог, которые другими религиями воспринимаются как отдельные секты.
Также вегетарианство, как образ жизни, требуется не во всех йогах, а только лишь в некоторых из этих сект. Так же, как и в других религиях есть отдельные формирования, в которых не употребляют в пищу животных белков, обходясь только растительными. И в основных мировых религиях существует такое понятие, как пост — определенные периоды времени, когда прихожанами этих религий белки животного происхождения в пищу не употребляются.
При этом трудно провести прямую аналогию последователей буддизма между голым индусом, сидящим под пальмой, в палящих лучах солнца, и голым бурятом, сидящим на морозе под елкой, на которой, как известно, не растет ни бананов, ни кокосов. Разное эволюционное развитие у этих людей, разный образ жизни, разные жизненные условия. Поэтому говорить о наличии каких-то давних традиций вегетарианства в России несерьезно.
Не знаю, как у калмыков решаются вопросы вегетарианства, но нашим бурятам разрешено мясоедение, когда мясо могут употреблять в пищу даже ламы. Потому что традиционный буддизм, как религиозное формирование, лояльно относится к «мясоедам», у которых употребление мяса — традиционное питание. Такие же традиции питания с употреблением в пищу мяса существуют у монголов, да и у самих тибетцев. Японские йоги, например, так же миролюбиво относятся к мясоедению.
Поэтому я считаю, что рассматривая вопросы питания, человек должен руководствоваться логикой, зная о том, что вегетарианство связано с религиозной философией. В обществе вегетарианство ограничено не только религиозными, медицинскими или философскими выступлениями. Вегетарианцам недоступны некоторые виды трудовой деятельности — например, на железной дороге вегетарианца не примут на работу.
У мостостроителей в разных трудовых артелях, работающих в тайге, где питаются исключительно мясом, на работу не возьмут ни вегетарианца, ни сыроеда. Там работа тяжелая и опасная, и никто не станет доверять свою жизнь человеку с непонятным мировоззрением. Об этом тоже надо знать.