Найти тему

Висло-Одерскую операцию нельзя рассматривать в отрыве от Восточно-Прусской

Оглавление

Говоря про зимнее наступление советских войск в 1945 году на центральном направлении обычно вспоминают про Висло-Одерскую операцию 1-го украинского и 1-го белорусского фронтов.

Меж тем такое рассмотрение событий как минимум некорректно. Потому что в одни и те же даты перешли в наступление ещё три фронта: 2-й и 3-й Белорусский в Восточной Пруссии и 4-й украинский в Чехословакии.

Т.о. наступление носило единый характер, причём результаты на одном из фронтов недвусмысленно сказывались на других.

Тем не менее Висло-Одерскую вычленяют из общего списка ударов, рассматривая отдельно. Понятно, почему, ведь этот удар был самым успешным.

Но на остальных фронтах всё складывалось не так гладко. И вместо того, чтобы двинуться на Берлин ещё в феврале, советским войскам пришлось вести тяжёлые 2-х месячные бои на флангах.

От Балтики до Карпат
От Балтики до Карпат

Т.о. вся операция длилась не три недели, а два месяца и три недели. А это уже совсем другая история.

Как такое оказалось возможным и не было ли тут ошибки общего планирования и является целью разбора данной статьи.

синхронная шкала операций
синхронная шкала операций

Ещё в начале февраля у Советского командования были грандиозные планы. К марту Жуков планировал взять Берлин, Конев Дрезден, Рокоссовский с Черняховским очистить Восточную Померанию и Восточную Пруссию. Но что-то пошло не так.

Север

На севере 2-й Белорусский фронт отдал часть своих войск 3-му для ликвидации Восточно-Прусской группировки. Это были те войска, которые и отрезали Восточную Пруссию от центральной Германии. Оставшимися силами 2-й Белорусский фронт должен был очистить Восточную Померанию и взять Данциг.

-3

Сил не хватило ни там, ни там. Немцы к середине февраля уже успели нарастить свои войска на Приморском фланге за счёт переброски сил из Курляндии.

Рокоссовский в мемуарах вспоминал, что у его фронта просто не было войск для выполнения двух задач: отрезать Восточную Пруссию и продвигаться вглубь Померании.

Т.о. для обеспечения обоих задач уже в изначальных планах должно было быть предусмотрено или усиление 2-го Белорусского фронта или отвлечение правого фланга 1-го Белорусского для действий в Восточной Померании.

Между тем уже к концу первой недели февраля стало понятно, что немцы на фланге накопили силы для контрудара. Жуков вовремя нарастил войска на своём правом фланге и отбил выпад.

Рокоссовскому же передали ещё одну армию из резерва ставки, он снова попробовал атаковать, сметив центр тяжести левее. И на этот раз более успешно.

Но полностью успех пришёл лишь в начале марта с переходом в наступление на Померанию войск Жукова. Жуков основательно подготовился, и его наступление было стремительным.

В Восточной Пруссии Василевскому также пришлось основательно взяться за дело. Дело пошло к успеху лишь во второй половине марта.

Тоже встаёт вопрос, а не следовало ли в феврале резервы ставки передать в 3-й Белорусский фронт, а Рокоссовскому ограничиться обороной? Т.е. действовать не одновременно, а последовательно.

Юг

В сравнении с 4-м 1-й Украинский фронт Конева продвигался вперёд значительно быстрее. И ему постоянно приходилось отвлекать силы на свой левый фланг. Поэтому его продвижение вперёд в сравнении с 1-м белорусским было не столь сильное.

Наверстать упущенное Конев попытался во второй декаде февраля в Нижней Силезии. Но его удар оказался не столь впечатляющим, как того хотелось. Немцы уже подтянули резервы. Зато левый фланг Конева ещё более растянулся.

Снять угрозу флангу Конева должно было быть наступление 4-го Украинского фронта на Моравско-Остраву. Но оно было немцами отбито. Как всегда, когда Советские войска терпели неудачу, членом военного совета был Мехлис. За неудачу данной операции командующий фронтом Петров был снят с должности.

Тем временем Конев наносит удар в Верхней Силезии на стыке с 4-м Украинским фронтом, но успех снова носит тактический характер. На последнем этапе возобновляет наступление 4-й Украинский фронт, вместе это даёт успех под Ратибором. Но результат снова носит лишь локальный характер.

За немцами остаётся угольный район Моравска-Острава, чрезвычайно важный для сохранения ими способности продолжать войну.

Обращает на себя внимание, что Конев постоянно метался с фланга на центр и обратно. А также то, что 1-й и 4-й Украинский фронта действовали несколько асинхронно.

Действия немцев

Немцы довольно быстро смогли нарастить войска на флангах так, что у Гудериана даже возник план срезать советский клин двумя концентрическими ударами.

Впрочем, он рассчитывал на прибытие 6-й танковой армии СС, однако последняя была переброшена в Венгрию.

В этой обстановке немцы решаются на удар вдоль Одера из Померании силами 11-й армии СС. Однако к середине февраля Жуков уже нарастил силы на фланге. Т.о. удар опоздал.

Впрочем, прибудь 6-я танковая армия СС в район Моравско-Остравы напрашивался более глубокий охват советского клина в направлении восточнее Познани. В этом случае с севера удар бы приходился по более слабым войскам Рокоссовского. Сам удар должен был последовать не позже второй декады февраля, т.е. до того, как Советские войска подтянули резервы, тяжёлую технику, восстановили снабжение и не освободились бы от ликвидации окружённых гарнизонов таких как Познань.

-4

Но 6-я танковая армия прибыла в Венгрию, где в феврале её корпус засветился при нанесении обеспечивающего удара.

Советские войска смогли подготовиться к основному наступлению немцев из района Балатона в начале марта в том числе за счёт сил ликвидировавших незадолго до этого немецкую группировку в Будапеште.

Т.о немецкий удар лишился внезапности. Причём немцам не хватало пехоты, а удар танками на подготовленные позиции без сопровождения пехоты не является эффективным.

-5

Всё-таки на центральном участке 6-я танковая могла принести больше эффекта.

Гонка к Берлину

Советское наступление к Берлину, начавшееся 16 апреля, рисковало запоздать. Потому что союзники сокрушили Западный фронт в конце марта и к середине апреля во всю растеклись по центральной Германии. Это понимали все, как и то, что наступление на флангах затянулось.

Оптимальным сроком начала Берлинской операции с Одерского фронта должно было стать начало апреля. Это значит, что бои на флангах должны были закончится не позже второй декады марта.

Однако, в Верхней Силезии бои затянулись до конца марта. Не в последнюю очередь это связано с неудачей 4-го украинского фронта. Хотя ему ничто не мешало взять ещё несколько дней на подготовку и приступить к наступлению синхронно с 1-м украинским 15 марта (а не 10-го).

В итоге 4-й украинский возобновил наступление лишь 24-го марта, а верхнесилезская операция растянулась на 2 недели.

На севере бои тоже затянулись особенно в районе Данцига и завершились тоже лишь к концу марта.

Ликвидация же Кёнигсбергской и Земландской группировок и вовсе происходило в начале и середине апреля.

По сути Советским войскам требовался существенный успех ещё до середины февраля. Таким успехом могла бы стать ликвидация Хальсбергской группировки в Восточной Пруссии в начале февраля с тем, чтобы в начале марта уже более мощными силами нанести удар в Померании.

При альтернативном варианте, когда советские войска сначала пошли на фланги, а в центре остановились где-нибудь на Германско-Польской границе, начало берлинской операции должно было бы начаться ещё раньше – не позже третьей декады марта. Это значит, что бои на флангах должны были бы закончится уже к концу февраля, что, кстати, не так уж и маловероятно.

Резюме

Лично мне никогда не хватало именно такого разбора, а именно анализа всего Советского зимнего наступления от Балтики до Карпат.

Самый главный вопрос, а могла ли эта операция завершиться раньше. С моей точки зрения порядка 2-х недель Советское командование могло выиграть, причём добившись успеха с меньшими потерями.

Не встречал я и разбора возможных последствий применения 6-й танковой армии СС на Берлинском направлении и того, где именно она могла быть применена.

Не вызывает у меня вопросов только невозможность продолжить наступление на Берлин из района Кюстрина в феврале. Потому как иначе немецкий удар из Померании мог привести к совсем иным последствиям.