Музыка - неисчерпаемый в своих загадках художественный мир, наполненный знаками, неуловимо-уникальными смыслами и символами. Одна из таких загадок - музыкальная монограмма - последовательность музыкальных нот, которая может служить для обозначения скрытого сообщения, как правило, с помощью установленного соответствия между нотами и буквами.
Наиболее распространёнными и известными примерами являются произведения композиторов, в которых они использовали свои собственные зашифрованные имена или имена своих друзей в качестве тем или мотивов.
Составление музыкальных монограмм было популярным уже в XVI веке. Считается, что этот метод был впервые использован Жоскеном Депре в его мессе «Hercules Dux Ferrariae». Теоретик музыки Джозеффо Царлино назвал этот метод Soggetto cavato. При этом способе шифрования гласным буквам в тексте ставятся в соответствие слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol, la) Гвидо д’Ареццо (нота до называлась ut). Таким образом, имя адресата «Hercules Dux Ferrarie» («Геркулес, герцог Феррарский», посвящена патрону Жоскена Эрколе д’Эсте) превращается в re-ut-re-ut-re-fa-mi-re, что в современной музыкальной нотации записывается как D-C-D-C-D-F-E-D.
Есть у Жоскена Депре и месса под названием «La sol fa re mi», где в основу композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза. По словам Генриха Глареана, швейцарского ученого и теоретика музыки, этой фразой Жоскен зашифровал свой ответ неизвестному высокому покровителю — «laisse faire moy» (не мешай мне!).
В немецкой системе обозначений, ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. В этой системе си-бемоль обозначается как B, си-бекар — H. Самый известный пример такой монограммы — мотив B-A-C-H, который был использован Иоганном Себастьяном Бахом, а также его современниками и более поздними композиторами. Бах понимал, что его имя может быть записано на нотном стане, и неоднократно использовал этот факт в своих произведениях. Самым известным из примеров стал незаконченный цикл Искусство фуги, в котором последний Contrapunctus — сложнейшая тройная фуга — заканчивается вскоре после введения третьей темы — BACH. В рукописи содержится сообщение сына композитора, Карла Филиппа Эмануэля Баха, который утверждал: «В момент, когда BACH появляется в противосложении, композитор умер».
Среди других композиций, где Бах использовал монограмму своей фамилии, канонические вариации «Vom Himmel hoch da komm 'ich her» и ряд менее известных произведений, таких как синфония f-moll (BWV 795)
и последняя фуга из первой тетради ХТК. Значимым является тот факт, что мотив BACH является примером мотива креста (imaginatio crucis, chiasmus), который использовался в барочной музыкальной риторике, в страстях и других произведениях христианской тематики.
О существовании этого мотива знали современники Баха: о нём говорится в Musicalisches Lexikon Иоганна Готфрида Вальтера, он появляется и у сына Баха Иоганна Кристиана и ученика Баха — Иоганна Людвига Кребса. Наибольшую популярность мотив получил в XIX веке, когда музыка Баха стала предметом особого интереса музыкантов и музыковедов.
Всего насчитывается около 400 произведений 330 различных авторов, в основе которых лежит мотив BACH. Самые известные из них:
1845: Роберт Шуман: 6 фуг на имя: Bach для органа ор. 60.1855: Ференц Лист: Фантазия и фуга на BACH для органа (aр. 1871 для фортепиано).
1878: Николай Римский-Корсаков: Вариации BACH для фортепиано.1900: Макс Регер: Фантазия и фуга BACH для органа.1910: Ферруччо Бузони: Fantasia contrappuntistica для фортепиано.1926: Арнольд Шёнберг: Вариации для оркестра op. 31.1932: Франсис Пуленк : Вальс-импровизация на имя Bach для фортепиано.1937: Антон Веберн: Струнный квартет (серия на основе мотива BACH).1964: Арво Пярт: Коллаж на BACH.1968: Альфред Шнитке: Quasi Una Sonata.
Другие композиторы тоже искали способы, чтобы увековечить свои имена и послания в нотации. Сталкиваясь с необходимостью создать монограмму на основе текста, содержащего буквы, которым нельзя поставить в соответствие ноты, композиторы пропускали их, или использовали фонетическое замещение. Например, Роберт Шуман использовал лишь S-C-H-A (E♭, C, B♮, A), чтобы подписаться своим именем в цикле фортепианных миниатюр «Карнавал». Шуман назвал «Карнавал» «миниатюрными сценами на 4-х нотах». Звуки ASCH, взятые в различной последовательности и комбинациях, образуют подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы (ASCH — название небольшого города в Богемии (Чехия); это и «музыкальные» буквы в фамилии Schumann.).
Очень интересное и необычное посвящение использовал русский композитор Николай Мясковский в Квартете для струнных No. 3 - B♭, D, G♯, A, C, F, что равнозначно B, Re, Gis, La, Do, Fa - «берегись Лядова». Анатолий Константинович Лядов — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории, учитель Н.Я. Мясковского.
Ещё одна из самых известных музыкальных монограмм - D, E♭, C, B (= D, S, C, H) использовалась Дмитрием Шостаковичем (D. Schostakowitsch). Тёмный, мрачно сгущённый колорит музыки Шостаковича, написанной в миноре (иногда подобная разновидность минора описывается как «суперминор»), с точки зрения техники композиции реализуется, прежде всего, в 4-ступенных звукорядах в объёме уменьшённой кварты («гемикварты»), которая символически содержится в самой монограмме Шостаковича DSCH (es1-h в d1-es1-c1-h).
Однако у Шостаковича существовала ещё одна подпись: для ритмоинтонационной стороны практически всех прелюдий, как и множества других произведений Д. Шостаковича весьма характерно частое ритмическое "постукивание" - ритмоформула "две восьмые и половинная" или "две шестнадцатые и четвертная". Без всяких теоретических мудрствований она легко ложится на имя "Митенька", а поэтому, согласно одному из предположений, в отличие от "официальной" монограммы DSCH отражает именно бытовой, интимно-дружеский облик композитора. В шостаковическом ор. 34 упомянутая ритмоформула буквально пронизывает всю прелюдию f-moll.
Личным девизом скрипача и композитора Йозефа Иоахима была фраза «Свободен, но одинок» (нем. Frei aber einsam), начальные буквы которой по-немецки — F-A-E. Ему была посвящена соната, которая так и называлась - Соната F-A-E, где начальные буквы девиза соответствуют нотам фа-ля-ми; на этой музыкальной теме и строится произведение. Это соната для скрипки и фортепиано, написанная по инициативе Роберта Шумана им самим и двумя его коллегами, Иоганнесом Брамсом и Альбертом Дитрихом. Соната была посвящена скрипачу Йозефу Иоахиму, с которым все три композитора незадолго до этого познакомились и подружились.
Существует ещё множество других подобных примеров.
Не могу не упомянуть здесь и о музыкальной криптографии, основной задачей которой является генерация шифротекста, представляющего собой приятную для слушателя последовательность звуков. Таким образом достигается эффект сокрытия наличия сообщения. Разработан алгоритм простой замены, в котором соответствие между символами исходного текста и нотами устанавливается таким образом, чтобы шифротекст удовлетворял принципам классической музыки независимо от исходного текста.
Так что музыка иногда может быть совсем "не тем, чем кажется".