Остановлюсь подробнее на каждом из обитателей домика номер 10. Оношко -- любимец всей женской половины. Я думаю, им больше всего нравилось видеть его в седле да еще на красивой лошади. К тому же он был хорош собой. Мне же он понравился своей устремленностью. Я уже упоминала, что он учился на втором курсе аспирантуры в свои 25 лет. Кстати, в то время мало кто тянулся к знаниям. Второе-- у него в любое время можно было взять что-то почитать. И вообще, он был очень интересный собеседник. К нему тянулись и мололдые ребята. А причиной тому была... логорифмическая линейка. Для них это было чудом науки. Когда он на их глазах перемножил два пятизначных числа в несколько секунд, они не поверили. Но когда убедились в правильности ответа, восторгам их не было конца. Позже он просто стал их "учителем".
Сам Оношко из Украины. Родители его -- крестьяне. Семья была большая, в которой он был последним ребенком. Отец решил выучить сына на агронома. Сначала его определили в церковно-приходскую школу /там же он и музыкой занимался/. Школа находилась в семи километрах от села. Этот путь ему нужно было преодолевать ежедневно туда и обратно. Затем учеба в Киеве, где он впоследствии закончил сельскохозйственную академию. В аспирантуру он поступил в Ленинграде и учился там до 1932 года.
Не могу сказать, что я влюбилась в него с первого взгляда. Я по крупице выискивала у него что-то хорошее, невольно сравнивая с Шуриком, который был для меня кумиром детства и юношества. Да, я забыла сказать, что еще когда я была в тюрьме в Благовещенске, приходили ко мне девочки-студентки с нашего курса и рассказали, что Шурик вечерами занимался на курсах пилотов. На учениях самолет разбился , и он погиб, вместе с ним было еще три человека. Так что моего кумира уже не было.
К Оношко я еще вернусь. А сейчас о его товрищах. Давид Краковский -- инженер-механик. В его ведении была вся совхозная техника. Женат. К нему часто приезжала жена их Благовещенска. Наш лагерь был расположен между Благовещенском и Белогорском, а железная дорога пересекала территорию нашего лагеря. Давид не вышел ростом, зато был очень умным. Ребята часто шутили по этому поводу, мол Бог много старался над оловой, а на рост не хватило материала . Остроумный, юбил шутить, сочинял стихи. Но главное -- был хорошим, надежным товарищем.
Яша Солонинкин -- 26 лет. Экономисто с высшим образованием. Тихий, сдержанный в любой ситуации. Была у него девушка Валя. По окончании срока они поженились.
Гриша Биш. Холост. Работал хозяйственником. По натуре тоже тихий, спокойный, лишнего не скажет. К женскому полу относился безразлично, но ребят не осуждал.
Позже к этим ребятам подселили Аркадия. Очень красивый парень. Старше их всех года на два. Работал механиком. С девушками сходился трудно, но менял их часто и ни в кого не влюблялся. Но как товарищ был хорошим.
С этой "командой" я познакомилась через Оношко. Они были моими друзьями и защитниками. С Оношко мы присматривались друг к другу, пока я не влюбилась.
Был такой интересный случай. Я уже говорила, что на вечеринки в клуб не ходила. Готовился самодеятельный спектакль, и там нужна была девушка, которая сыграла бы роль учительницы. Пьеса называлась "Чужой ребенок". Автора не помню. Начали меня уговаривать на эту роль. Друзьям я не могла отказать. Содержание пьесы: жизнь богатой семьи. Готовили спектакль долго. Первый раз его показали на центральной усадьбе, а потом стали приглашать на другие участки.
В одно из воскресений мы решили всей "труппой" поехать на II участок. Мои друзья в спектакле не участвовали, поэтому поехал только Оношко. Я была в костюме дворянской девушки. Спектакль закончился поздно, в 23 часа. Оношко предложил мне ехать на центральную усадьбу верхом на лошади. Я согласилась. Он привел мне оседланную лошадь и сказал, чтобы я ехала тихонько, а он меня догонит на другой лошади. Но мы оба забыли, что от II участка шли три дороги. Я не спросила по какой ехать и наугад поехала оп второй. Ехала тихо, но громко пела песни. А его все не было. Доезжаю до контроля, меня останавлвают и ничего не могут понять. Кто я и откуда /а я поехала в костюме дворянской девушки/. Кричат: "Мы задержали какую-то птичку!" Выходит целый наряд, повели меня к начальнику охраны. Когда я рассказала кто я и откуда еду они стали выяснять по телефону, но дежурный не знал, что мы были на втором участке. Стали выяснять у коменданта. Выясняли часа два...
Оношко поехал другой дорогой. Рысью доехал до центрального, узнал у конюха, что никто лошадь не приводил, тогда поехал моей дорогой. Там его все знали и не задержали, он проехал мимо, а спросить не догадался.
Когда приехал на второй участок, там уже все было закрыто и все спали. Он обошел все женские бараки, но меня нигде не было. позже он рассказывал, что чуть с ума не сошел. Вернулся опять на центральную усадьбу. Поднял своих ребят. Оседлали они лошадей и решили ехать двумя дорогами. Одни были уже в седле, другие готовились сесть, как вдуг являюсь я...
Реакция была удивительная: одни смеялись, другие плевались, третьи бросились обнимать. А Оношко замер.Он,, бедняга, так пережил, что она реакцию у него сил не хватило.
Освободили мы лошадей от седел, сдали их конюхам и пошли ребята к себе домой, а Оношко еще нужно было проводить меня до нашего барака. Сначала шли молча. Я боялась заговорить, потому как не знала еще его характера, не знала, чего ждать от него, и прекрасно понимала, что он пережил. Когда подошли к бараку, я поцеловала его в щеку и попросила прощения. Он меня обнял, и я впервые разрешила ему себя поцеловать.
Близился конец нашего заключения, мне за работу в архиве сняли больше трех месяцев срока. Я освободилась первая... Мы уже жоговорились -- кто освободится первым будет ждать.