Найти в Дзене

Эдипов комплекс. Концептуальный и клинический аспект. (Теории психического функционирования - Эдипов комплекс).

Актуальные и ретроактивные травмы.
Актуальные и ретроактивные травмы.

АФФЕКТИВНАЯ ТРАВМА.

То, что нам известно о фрейдовских концепциях структуры психики и её функций, позволяет сделать вывод о том, что речь идёт о нескольких различных теориях психического функционирования. В научном творчестве Фрейда можно проследить три отдельных этапа. Первый из них приходится на 1886-1899 годы, второй - на 1899-1923 годы и третий - на 1923-1939 годы. Эти этапы соответствуют трём основным моделям психики, или же, постулированная Фрейдом в его работах "Системах соотносительных понятий". ( А. Холдер, 1998, стр. 226).

Первый этап охватывает примерно одно десятилетие - 1886 по 1899 годы. После поездки к Шарко, в Париж, в 1885-1886 годах, Фрейд, совместно с Иозефом Брейером, пишет знаменитый труд "Очерки об истерии", где изложены его мысли об этиологии истерических расстройств. Теоретические построения Фрейда, являлись попыткой систематизации и обобщения клинических результатов и разработки моделей, которыми можно было бы психологически описать и объяснить, как нормальные, так и патологические явления. В 1972 году Сандлер, Холдер и Дэйер ввели термин "Аффективная травма", в качестве системы соотносительных понятий для этой самой первой психоаналитической модели психики. Психический аппарат способен справиться одновременно лишь с определённым количеством психической энергии. Это зависит от уровня развития и степени зрелости психического аппарата. Если на него обрушивается слишком большое количество аффективной энергии, возникает опасность, что он с ней не справиться. В детстве, психический аппарат подвергается угрозе того, что его захлестнёт неожиданная волна возбуждения, т.е., энергия, которой он не в состоянии управлять и, которую не способен нормально контролировать. Такое состояние называется "психической травмой". Фрейд предложил рассматривать:

  1. АКТУАЛЬНЫЕ ТРАВМЫ - соответствующие состоянию капитуляции ПА перед психической энергией - в виде непосредственной реакции на реальную ситуацию и
  2. РЕТРОАКТИВНЫЕ ТРАВМЫ - отличающиеся от актуальных, временным отношением к внешнему возбуждению. При травмах такого рода, следы памяти в ПА уже отнесены к некоторому прошедшему событию. Такая травма всегда связывается с событиями, которые, хотя и переживались с волнением, однако, в тот момент, когда они произошли не воспринимались как травмирующие. Однако, воспоминание о таком травмирующем событии может вызвать травму в последствии, когда оно оживает в связи с другим событием, которое ассоциативно с ним связано. Возникающая вслед за этим травма заключается в захлёстывании ПА возбуждением, вновь вызванным этой связью, и сильными аффективными реакциями - стыдом, отвращением, чувством вины и страхом. Возникает конфликтная ситуация, т.к. то, что раньше было приемлемо и Эго не было захвачено аффектом, теперь вызывает мощную аффективную реакцию на воспоминание и возбуждение.

Рассуждая об этиологии истерии, Фрейд пишет: "Событие, которое субъект бессознательно хранит в памяти - это предсознательное переживание сексуальных отношений, которое сопровождалось актуальным возбуждением гениталий, а оно, в свою очередь является следствием сексуального преступления, совершённого другим человеком; возраст же, в котором произошло это, повлиявшее на судьбу событие - самая ранняя юность, т.е. период от восьми до десяти лет, когда ребёнок не достиг сексуальной зрелости. Воспоминание об этом действует, однако так, словно речь идёт об актуальном событии (Холдер, стр.240, 1998 год).

2 мая 1896 года З.Фрейд выступает с речью перед Веским обществом психиатров и неврологов на тему "Этиология истерии". Его выступление встретило ледяной приём. Письмо от 21 сентября 1899 года, адресованное В.Флиссу, Фрейд пишет, что сообщения о насилии, часто рассказанные ему взрослыми искренними пациентами, являются вымыслами, которые возникают от оставшихся в памяти психических травм, полученных в детстве. Этому способствовали четыре причины:

  1. Его многолетние разочарования в своей неспособности доводить анализы до полного завершения.
  2. Его изумление по поводу того, что отцы всех его пациентов проявляли склонность к сексуальным домогательствам. Если бы это было действительно так, то такое явление должно было бы встречаться гораздо чаще, а не только при истерии.
  3. Ясное осознание им того факта, что в бессознательном нет критерия реальности, поэтому истина там не отличается от эмоционального вымысла.
  4. Соображения по поводу того, что подобные воспоминания никогда не возникают в бредовых состояниях, даже при самых тяжёлых психозах.

В 1914 году, Фрейд пишет: "...Если истерики указывают на вымышленные травмы, как на причину симптомов болезни, то сущность этого нового факта сводится к тому, что они фантазируют о таких сценах, а поэтому необходимо считаться с этой психической реальностью, так же как и с практической". ( Э.Джонс стр.15, 1997 год).

С помощью осознания этого факта, Фрейд подошёл к фундаментальным открытиям: теории психологии сновидений, детской сексуальности и Эдипова комплекса. Признав истерические симптомы у себя и у членов своей семью, Фрейд вступил в длительный период интенсивной интроспекции, назвав её - самоанализ.

В знаменитом письме В. Флиссу от 15 октября 1897 года, Фрейд так описывает свои открытия: " Быть совершенно искренним к самому себе - полезный опыт. Мне пришла на ум одна всеобъемлющая мысль. Я обнаружил и у себя влюблённость в мать и ревность к отцу и считаю их теперь типичными переживаниями детства. Если так оно и есть, то можно объяснить, почему царь Эдип, вопреки всем доводам разума, обращённых против рокового пророчества, имеет столь притягательную силу, а дальнейшая его участь оказалась столь жалкой... Всякий зритель, в глубине души некогда воображал себя таким Эдипом". ( В.Мертенс стр. 163, 2001 год).

Насколько можно судить по имеющимся сведениям, Фрейд намного раньше заинтересовался античным образом царя Эдипа и даже отождествлял себя этим персонажем. Об этом свидетельствует переписка З.Фрейда с В.Флиссом. Будучи молодым человеком 28 лет, Фрейд сообщил своей невесте Марте об уничтожении своих записей. Задолго до рождения психоанализа и обретения всемирной известности, Фрейд поделился со своей возлюбленной соображениями по поводу "становления героя". И героем, который вероятно мерещился Фрейду, был ни кто иной, как Эдип. (В.Мертенс, стр. 163, 2001 год).