Найти тему
Поместье Медиа

"Рассказ служанки": женщин к ноге, акт любви под контроль государства. Страшная антиутопия Маргарет Этвуд

Кадр из одноименного сериала "Рассказ служанки"
Кадр из одноименного сериала "Рассказ служанки"

«Рассказ служанки» Маргарет Этвуд не посмотрел только ленивый.

Хотя мало кто прочёл. Ее впору поставить наряду с Платоном и Аристотелем в ряду философов от женской части социума. Только представьте какой был бы резонанс!

А книга-то стоящая. В 1985 году феминистка Этвуд задумала абсурдную на первый взгляд антиутопию.

Представьте, однажды вы подаёте для оплаты в супермаркете карту, а вам отвечают:

- Извините, денег нет.

Вы другую, и там нет! Но утром-то были!

Тут вы оглядываетесь по сторонам и понимаете, что ещё у нескольких женщин такая ситуация.

Выясняется, что все средства с карт особей женского пола переведены на карты их мужей, отцов или братьев. То есть не то, чтобы украдены. Но владелец пересмотрен.

Муж дома утешает:

- Мол, не волнуйся, деньги в семье.

Кто же не знает разницы между «своими кровными» и «проси каждую копейку»?

Дальше - больше. Вас увольняют. Женщинам больше нельзя работать.

С этим тоже можно было бы смириться. Практика поколений имеется.

Антиутопия - антиутопией, а до этого места в романе, у женщин всего лишь забрали права, полученные ими не так давно, где 100 лет назад, а где и того меньше: на имущество, на заработок.

Помните «Тысячи сияющих солнц» Халеда Хоссейни, об Афганистане, где под властью талибов женщины не имели права даже на рынок за продуктами сходить, без сопровождения мужчины? Иначе - тюрьма или камнями побьют. А с сыном, даже с малышом - можно!

Дальше, в «Рассказе служанки» Этвуд происходит следующее: женщин делят на «простожен» - это которые и по дому, и по кухне, и по ложу, то есть на уровне отражения узнаваемый типаж; «марф» - кухарок и экономок, «жён» - элиту, это лучшие законные половины высоких чинов, и – служанок - тех, кто здоров и способен рожать детей (их мало, и становиться все меньше и меньше). Они кочуют из одной богатой семьи в другую, чтобы состоятельные господа могли обрести наследников.

Все это приправляется религиозными обрядами и расписано по минутам: как и что делать. На все есть протокол. Воспитанием «служанок» занимаются монахини.

Учат всему. Особенно указывают на то, как делать ребёнка. Голова служанки должна покоится на животе вельможной жены, во время того, как в миссионерской позе, так как она рекомендована для зачатия, мужчина приводит в действие древний механизм продолжения рода.

Зачатие происходит не сразу, приходится повторять, менять служанок. Жены психуют. Нелегко смотреть как твой любимый муж, вторая половина, не без удовольствия совершает акт с другой женщиной.

Именно это действо является центром драматического конфликта, которое делает антиутопию Этвуд популярной. Именно это обсуждают современные мужья и жены на тусовках:

- Как умно! - говорят одни.
- Гадко и жестоко! - твердят другие.
- Древний Рим какой-то! - пожимают плечами третьи.

Антиутопия Этвуд не сходит с языка. В ней зарыта не одна проблема, тревожащая умы во все времена. Желание возврата к патриархату, вырождение человечества, борьба полов, право сильного, эксплуатация женского тела - все это есть в романе.

Примечательно, что автор через несколько десятилетий работала над сценарием сериала и внесла много нового - мир изменился и появились новые идеи. То есть книга, написанная в прошлом веке, получила продолжение в нынешнем. Это редкий шанс прочесть оригинальный роман и, посмотрев сериал, увидеть, что думает гениальный философ о нынешнем социуме.

И возможно ли сегодня согласиться с бессмертным высказыванием Платона:

«Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя».

Анастасия Розанова