Знаменитый испанец, гений архитектуры Антонио Гауди прожил долгую, насыщенную знаменательными событиями жизнь. Но было ли в жизни мастера место для обычной человеческой любви? Был ли Гауди по-настоящему счастлив? Кого любил непокорный гений? Приоткроем завесу тайны жизни великого архитектора!
Трудно поверить в то, что этот человек умер такой нелепой смертью – его сбил трамвай. Ровно через три дня после этого происшествия он скончался в душной палате городской больницы для нищих. Жители Барселоны с трудом узнали в сухощавом, бедно одетом человеке знаменитого архитектора, ведь в свои семьдесят пять лет он выглядел как бедняк и дряхлый старик.
Жарким днем 10 июня 1926 года сотни тысяч людей пришли попрощаться, пожалуй, с самым любящим и преданным сыном Каталонии – человеком, ставшим легендой еще при жизни - архитектором Антонио Гауди. Правительство и церковь разрешили похоронить Гауди в крипте собора Саграда Фамилиа. Но даже сейчас, спустя целое столетие после смерти, возникают вопросы: как жил великий архитектор? Кого любил? Откуда черпал вдохновение? Был ли он счастлив? Каким был его жизненный путь?
Кажется, что о великом каталонце и так уже почти все сказано. Но все же, давайте вместе попробуем прикоснуться к самым главным тайнам жизни прославленного каталонца: любви и творчеству.
Антонио Гауди – не только талантливый архитектор, во многом опередивший свое время. Бунтарь по натуре, ниспровергатель авторитетов, модернист, творивший вне времени и стиля, он был глубоко верующим человеком, преданным Родине и самой главной страсти своей жизни – архитектуре.
Рождение гения
Родился будущий архитектор в небольшом испанском городке Реус, недалеко от курорта Таррагоны. Мальчик появился на свет слабым и немощным. Впоследствии у него обнаружится еще и редкое для детей заболевание – артрит. На многие годы болезнь ограничит движение ребенка, но подарит взамен нечто более ценное – умение созерцать окружающую природу. Именно благодаря поразительной наблюдательности архитектор всегда находил необычное в привычных вещах, уделяя огромное внимание каждой детали, штриху...
Отец Гауди принадлежал к роду потомственных медников и работал кузнецом. Еще в детстве маленький Антонио любил наблюдать за тяжелой работой отца, усвоив первые знания о материалах и процессах работы с металлом.
Строптивый студент
В семнадцать лет Гауди поступает в Высшую школу архитектуры в Барселоне. Уже в те времена стал проявляться сложный характер будущего архитектора: своенравность, нелюдимость, замкнутость, расхождение с общепринятыми нормами поведения. Бедные преподаватели не знали, как относится к своенравному студенту: как к гению или как к сумасшедшему?
Студенческие работы Гауди показывают, что уже в те годы юный архитектор отрицал прямолинейность классицизма, принимая только гармонию природы. Именно живая природа стала для него главным образцом для подражания и неиссякаемым источником вдохновения.
Первая самостоятельная работа Гауди - фонтан на площади Каталонии 1877 года - говорила о причудливой фантазии и недюжинных способностях автора.
Пряничный домик
В 1880-83 годах по проекту Гауди был возведен Каса Висенс – дом для владельца керамической фабрики Висенса. Дом напоминал сказочный дворец из сказки «Тысяча и одна ночь», выполненный в арабском стиле, с ломаной линией крыши и броским геометрическим орнаментом.
Гауди покрыл стены дома яркими плитками, украсил потолки необыкновенными лепными сталактитами, заполнил дворик красочными беседками и фонариками. Благодаря безграничному воображению художника, жилой дом превратился в неподражаемый ансамбль, в формах которого архитектор впервые воплотил приемы, ставшие затем его любимыми: это и керамическая отделка, и пластичность форм, и контрастное сочетание несочетаемых элементов.
За два года непрерывной работы (1883 - 1885 гг.) по проекту Гауди создается Эль Каприччо (что в переводе с испанского означает «каприз»). Эль Каприччо представляет собой летний особняк в маленьком уютном городишке под названием Комильяс возле Сантандеры.
Была ли любовь?
А как же складывается личная жизнь архитектора? Был ли он влюблен когда-нибудь? Да, был. Нужно сказать, что профессия архитектора в конце XIX века считалась не престижной. Поэтому интерес возможных невест к молодому архитектору, исчезал, словно дым.
И все же в жизни Гауди была любовь. Очаровательная девушка по имени Пепета Мореу из зажиточной семьи сначала благосклонно принимала ухаживания Гауди, посещала выставки в его компании и, казалось, дорожила столь образованным другом. Но когда юноша заговаривал с ней о женитьбе, девушка лишь делала скучающий вид. После шести месяцев ухаживания молодой человек все же решился сделать предложение, на что легкомысленная девушка ответила, что уже помолвлена с другим. Для Гауди эта попытка жениться стала роковой. Больше предложения руки и сердца он никогда и никому не делал.
Антонио Гауди и Эусебио Гуэль: дружба, длиною в вечность
Но не все так плохо складывалось в жизни молодого каталонца. Однажды, счастливый случай свел его с одним из самых богатых и успешных фабрикантов и меценатов того времени – Эусебио Гуэлем.
Именно Гуэль станет верным покровителем Гауди и на протяжении сорока с лишним лет предоставит архитектору то, о чем может только мечтать настоящий творец – возможность свободно творить.
В 1900 году Гауди начинает работу над грандиозным творением – парком Гуэля. Прогуливаясь по этому парку, можно подумать, будто постройки парка создала сама природа, до того естественным, причудливым и сказочным кажется все вокруг. Именно в работе над этим проектом Гауди проявил себя в нескольких ипостасях: как планировщик, инженер, декоратор и, конечно же, архитектор.
В 1984 году парк вошел в список всемирного наследия человечества под эгидой ЮНЕСКО.
Сегодня парк Гуэля – грандиозный по красоте парковый ансамбль части красавицы Барселоны, точнее, ее северо-западной части. Неудивительно, что здесь всегда живо и многолюдно: местные жители и туристы из разных стран приезжают сюда, чтобы насладиться живописной природой и необычной архитектурой и еще раз отдать должное мастеру, воплотившему в жизнь столь дерзновенный для своей эпохи замысел.
Кстати, на счету Гауди более тринадцати крупных построек и сооружений, и это только в одной Барселоне!
Но, конечно, самое главное творение Гауди - Саграда Фамилиа или Собор Святого семейства, символ Барселоны. Удивительно, но храм строился на пожертвования богатых и бедных барселонцев, а сам архитектор долгие годы работал бесплатно, считая, что не не имеет права присваивать себе деньги народа.
К этому времени Гауди уже снискал себе славу экспериментатора и авангардиста. Он не пользовался чертежами, а во всем подражал пластике природы. Задуманная им церковь должна была иметь три фасада, восемнадцать башен, которые символизировали двенадцать апостолов, Христа и Богородицу.
При беглом взгляде на храм Саграда Фамилия, кажется, что она лишена острых углов. Достоверно известно, что капризный архитектор не любил замкнутые пространства, а стены и вовсе вводили его в состояние паники и безумия! Гауди объявляет настоящую войну прямой линии, переселяясь в мир кривых поверхностей для того, чтобы сформировать свой собственный, безошибочно узнаваемый почерк. «Прямая линия - это порождение человека, - говорит Гауди, - а круг - порождение Бога». Знаете, как сами испанцы в шутку называют собор Саграда Фамилия? «Каменной сосулькой» или «Сталактитом»!
Как известно, самая знаменитая постройка Гауди осталась незавершенной из-за внезапной кончины ее автора. Но строительные работы активно продолжаются в Барселоне до сих пор. Кстати, сам Гауди отдал храму Святого семейства сорок три года жизни.
Кажется, что сумасшедший успех, громкая слава совсем не влияли на размеренную и тихую жизнь Гауди. Он по-прежнему был замкнут и нелюдим, а со своими работниками, порой, обращался жестоко. Ведя аскетичный образ жизни, он отрицал роскошь, но возводил при этом роскошные, величественные здания. Став отшельником, Гауди снискал славу человека с тяжелым характером, никого не впускающего в свою жизнь и судьбу. Казалось, что этот человек по-настоящему одержим лишь одной страстью – архитектурой. Гениальность и одиночество, успех и личная опустошенность, неустроенность Гауди шли рука об руку.
Гауди по-настоящему любили и ненавидели. Так, например, известный писатель-фантаст Джорж Оруэлл примерно так высказался об ансамбле Саграда Фамилия: «Собор… можно считать одним из наиболее уродливых сооружений в мире... По силуэту - точь-в-точь бутылки от глинтвейна... Собор не был разрушен во время революции, его пощадили из-за «художественной ценности… анархисты проявили дурной вкус, не взорвав его...»
Такие противоречивые мнения говорят лишь об одном: смело заявивший о себе архитектор никого не оставил равнодушным, его творения любили и ненавидели, и для многих они стали настоящим глотком свежего воздуха, низвержением стандартов и схем.
Жизнь отшельника
Последние годы жизни великого мастера окутаны тягостным молчанием. Известно, что он по-прежнему оставался нелюдим, вел затворнический образ жизни и стал очень набожным, с каждым днем все больше и больше погружаясь в глубины религии. По свидетельствам очевидцев порой даже доходило до того, что пожилой архитектор забывал поесть, не обращал внимания на внешний вид, по нескольку дней подряд не выходил из дома... Казалось, что одинокий старый художник, этот барселонский отшельник предчувствовал близкую кончину, и смерть, как это часто бывает, не заставила себя долго ждать…
Музыка камня
Творчество Гауди совпало с пиком расцвета европейского модерна. Эти загадочные, причудливо-фантастические постройки воспринимаются как подлинные чудеса света и органично сочетают в себе элементы модерна, готики, неоготики. Семь из них – Дом Висенс, Саграда Фамилиа, дворец и парк Гуэля, Крипта колонии Гуэля, дом Бальо и дом Мило внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Современные искусствоведы называют Антонио Гауди не иначе, как «Леонардо да Винчи XX века» и «Эйнштейн в архитектуре», ведь он воплотил в себе не только качества гениального художника, но и блистательного изобретателя, новатора.
Но для простых испанцев Гауди – это, прежде всего, национальная гордость, преданный сын Испании, человек, которого невозможно представить вне города Барселоны. Еще бы, ведь не зря же барселонцы буквально боготворят Гауди!
К сожалению, после себя Гауди не оставил записей, личных дневников, писем. У него не было семьи и близких друзей. Многие обстоятельства его жизни до сих пор покрыты завесой тайны.
…Как вы думаете, о чем же думают туристы, путешественники, созерцающие великолепные творения прославленного гения-одиночки? И что хотел сказать этот великий человек, обращаясь к своим современникам и к нам, потомкам? О чем должен думать и что должен чувствовать человек, не имевший семьи, всю жизнь оставаясь отшельником?
Вглядитесь внимательно в каждый архитектурный ансамбль, в истинную музыку, льющуюся из камня, в каждую, даже самую крошечную деталь. Что это: Фантазия? Любовь? Мечта? Сказка? Иллюзия? Сон? Возможно, все творения Гауди и есть одно большое признание в любви – Испании, Каталонии и Барселоне.