Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся –
То бурлаки идут бечевой!..
Так писал Николай Некрасов в "Размышлениях у парадного подъезда".
Бурлаки – сезонные рабочие, которые впрягались, как лошади в повозку, и тащили за собой грузовой корабль против течения, – существовали не только в России и не только на Волге. Но, благодаря Илье Ефимовичу, ассоциируются именно с ней. И с самим Репиным. А ведь тема бурлачества привлекала не только Репина и не только Некрасова! С которым художник, кстати, был несогласен:
"Никакого расположения петь у них я не встречал; даже в праздники, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедала их" – говорил Репин. И можно понять, откуда злоба и угрюмость. Но Некрасов – поэт, и ничто поэтическое ему не чуждо.
Картину Репина – ту, которая в Русском музее – расхваливал Достоевский: "Бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: "Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!""
Но давайте взглянем на бурлаков глазами других художников!
Василий Васильевич Верещагин, создатель легендарного "Апофеоза войны" оказался куда вернее реальности, чем Илья Ефимович. В этюде к неосуществлённой картине "Бурлаки" мы видим нескончаемые вереницы, за сотню людей. Но для Репина важны характеры, типажи, и в угоду своим задачам он от верещагинской толпы оставил чуть больше десятка ярких типов.
А вот Алексей Кондратьевич Саврасов – пейзажист, известный в первую очередь картиной "Грачи прилетели". Как мастер пейзажного жанра, он не посвящает своё полотно бурлакам, а использует их как своего рода стаффаж – человеческие фигурки, одухотворяющие пейзаж, наполняющие его смыслом, настроением, назиданием. Его бурлаки буквально рождены этой бескрайней рекой, этим тревожным небом, этими мрачными песками...
А вот Исаак Ильич Левитан показал другой тип бурлачества – конный. Лошади выносливее и сильнее людей, но у них есть один недостаток: они не могут загружать и разгружать баржу. Поэтому люди были для нанимателей удобнее: они, что называется, оказывали услуги под ключ.
Взгляните и на несколько других картин с бурлаками:
P.S. А вы знали, что большинство бурлаков отказывалось позировать для картин, потому что они верили в то, что художник ворует душу модели?
Читайте также:
- Женщины Эдгара Дега в Национальной галерее Лондона
- Сокровища русских музеев: Роден в Пушкинском
- Чем работы Репина могут запомниться первокласснику?
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!