Найти тему

Винсент Ван Гог. Божественный сеятель

Винсент Ван Гог. "Сеятель". (1888)
Винсент Ван Гог. "Сеятель". (1888)

Пожалуй, многие скажут, что в этой картине нет ничего сверхъестественного. Напротив, все слишком упрощенно, схематично: яркие цвета и неясная человеческая фигура на их фоне...

Почему я говорю так? Потому, что это было и моё первое мнение о картине...Да и обо всем творчестве Ван Гога.

Однако для того ведь с художником и знакомишься, чтобы лучше понимать его. Видеть. Чувствовать…

Я начала вглядываться в картину и прислушиваться к своим ощущениям.   

Итак... Винсент Ван Гог. "Сеятель".

Первое, что поражает при взгляде на картину – огромный солнечный диск. Он кажется раскаленным, но это не так; он просто яркий... Греет, но не обжигает. На такое солнце можно смотреть невооруженным глазом. 

Человеческая фигура на переднем плане призвана оттенить величие этого огромного солнца, а потому выписана схематично, нечётко.

Винсент Ван Гог. "Сеятель". Фрагмент.
Винсент Ван Гог. "Сеятель". Фрагмент.

Мы видим, что человек сеет что-то... То, что должно взойти под этим жарким солнцем.

Сеятель сродни святому и даже больше – Богу. Солнце образует нимб вокруг его головы...Человек творит: бросает зерна в землю, чтобы выросла новая жизнь. 

Сеятель олицетворяет собой бесконечность: рождение, зрелость, увядание, новое рождение. Именно потому главенствующее место в картине занимает огромное солнцекруглое и бесконечное.

Цвета кажутся поначалу неестественно яркими, но потом понимаешь, что такими они и должны быть. Они первозданны и ещё не успели перетечь один в другой.

Желтое небо цвета спелой пшеницы не спешит отдавать свой цвет полю, покуда оно не засеяно.

Солнце – такое же желтое – наблюдает, следит за этим процессом.

Земля, не успевшая еще подарить жизнь зерну, не имеет определённого цвета: тут и сиреневая лента реки, и красные, жёлтые, зелёные лоскутья пашни, и синие  поры земли, распахнутые навстречу падающему с руки сеятеля семени.

А семя ведь и есть крошечное маленькое солнце...

Красные блики, покрывающие древесный ствол, играют на лице сеятеля и на его распахнутой ладони, лёгкими мазками пересекают небо...

Винсент Ван Гог. "Автопортрет". (1887)
Винсент Ван Гог. "Автопортрет". (1887)

Ван Гог любил уравновешивать цвета на картинах, произвольно повторяя их, делая их своего рода символами индивидуального видения мира.

"Сеятель" – очень философская картина.

И экзистенциальная тоже.

В ней вся глубина осмысления человеком своего существования. И роли, какую он может (и должен) сыграть на своём бесконечном пути...

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Винсент Ван Гог. Люди-"картофелины"

Винсент Ван Гог. Портрет башмака