На Сахалине 1-е сентября не только День знаний. Это день, когда после многомесячного перерыва по островной магистрали пошли пассажирские поезда. Они теперь двигаются по общероссийской колее – 1520 см.
В Сахалинской области железная дорога существует со времен японской оккупации. Естественно, строили ее они по своим стандартам. В Японии ширина колеи составляла 1067 см. Почти 75 лет после окончания Второй мировой войны СССР, а затем и Россия, не могли решить проблему перехода на российский стандарт.
Вызывало ли это неудобства? Еще какие. С материка через паромную переправу доставлялись грузы, которые перевозили по «железке». До Ванино (порт в Хабаровском крае) их доставляли по нашей дороге. На паромах была наша колея, а в порту Холмск вагоны переставляли на тележки, которые дальше ехали по японской колее.
Надо сказать, что в советские годы и железнодорожную технику закупали в основном в Стране восходящего солнца. Пассажирские поезда комплектовались импортными вагонами. Пусть они были уже, чем привычные советские, но на порядок комфортнее. Плацкартных вагонов не было вообще, были только купейные. В составе, конечно, были и общие вагоны, но те, кто ехал, например, из Тымовска в Южно-Сахалинск, брали, как правило, купейные. На верхних полках уже тогда были ремни безопасности. Умывальник был общим, туалеты, само собой, раздельные.
Говорят, что после списания этих вагонов когда-то был сформирован ретро-поезд, который катал туристов по маршруту Южно-Сахалинск – Холмск. Этот горный участок железной дороги считался одним из самых красивых в СССР. Но теперь эта нитка не эксплуатируется.
Несколько месяцев сахалинцы и гости острова путешествовали с севера на юг и обратно либо на автотранспорте, либо на автобусах доезжали до станции Взморье, а там пересаживались на поезда. Дико неудобно, учитывая, что главная автотрасса области "Оха-Южно-Сахалинск" заасфальтирована едва ли на половину своей протяженности. В общем, приятной такую дорогу не назовешь. И, наконец, все это закончилось. Перешивка колеи началась еще в 2003 году. Неподалеку от жд вокзала Южно-Сахалинска в ознаменовании такого события даже поставили обелиск. С перерывами вся эта кампания длилась 16 лет.
Может быть, и есть грустинка по поводу того, что Сахалин теперь из уникальной области с тремя железнодорожными колеями (была еще узкоколейка Ноглики – Оха с колеей 750 см) – стал таким же как все. Но ведь новая колея (российская), быть может, позволит начать строительство моста через пролив Невельского и по-настоящему соединит остров со всей Россией.