Мне тогда было всего едва восемнадцать лет. Это была моя практика после первого курса. Мы сидели около яркого костра, один из профессоров перебирал струны на гитаре. Только что отзвучали хорошие бардовские песни, и мы тихо разговаривали про жизнь археологии.
Нас практикантов интерисовало все: от простых методик исследования и самих раскопок, да загадочных находок преподавателей - светил Археологической Советской и теперь уже Российской науки. Тогда я впервые услышала про ре-кон-стру-кци-ю. Почему по слогам? Да можно ещё и прописными буквами: РЕКОНСТРУКЦИЯ. В общем, как только я услышала об этом методе, так поняла, что он один из самых эффективных. Своего рода "живое моделирование".
В Поволжье тогда была создана одна из первых исторический печей для обжига керамики. Было собрано и исследовано много археологических остатков таких печей, проведен химический анализ сотен тысяч керамических фрагментов самых разных сосудов. По возможности - одной эпохи.
Рассказы о таких опытах захватывали наше воображение, и мы как будто прорывали узы времени, понимая процессы создания посуды и быта древних людей.
Очень долго я воспринимал реконструкторов с предыханием, вспоминая своих профессоров и академиков. Но шло время и все чаще реконструкция выходила за границы простого научного метода.
Один мой знакомый профессор поддерживал с ними тесные связи, но в области далекой от археологии. Его "бригада" занималась реконструкцией Бороинского сражения. Я встречала много гениальных историков, которые этому ремеслу стали посвещать свою жизнь. Из обычного научного метода реконструкция превратилась у многих в смысл жизни.
Прошло уже много лет, я часто посещаю исторические фестивали. Хожу между прилавков и палаток, общаюсь со знакомыми и понимаю, как далек этот мир от науки. Теперь есть интернет и заниматься истортей может каждый. И для них реконструкция не метод, а хобби. Они не ученые, а любители.
Что такое внутренняя и внешняя критика источника, кто авторы их исторических фолиантов.... Лучше не спорить, у каждого своя истина в последней инстанции.
Это развлечение, которое как развлечение нравится и мне. Но среди моих знакомых много особенных людей. Если у них и нет исторического образования, то есть что-то, что уже можно отнести к воспоминанию о прошлом.
Наблюдая за хоббитами славяской ли эпохи, периода первой ли мировой или же древней Галлии, можно выделить несколько черт. И главные из них это честь и совесть. Они почти истерлись из нашей жизни, а вот у реконструкторов остались.
И хочется верить, что это реконструкция не истории, а образа жизни, которая войдет в привычку и обварить наш мир достойными эпохи желаниями, о которых через тысячи лет буду слушать молодые историки-археологи с предыханием.