Бывает такое, что ребёнок не может долго понять какую-то тему? Особенно в начальных классах. А у вас не получается объяснить.
- Ну это же очевидно! - недоумеваете вы. - Что тут непонятного?!
Полгода назад я нашла группу "В контакте" - "Живая педагогика с Татьяной Григорян" (все ссылки в конце статьи).
Интересно, эмоционально она рассказывает о том, как общаться с ребёнком и как его обучать.
Но то, что я услышала на её последнем вебинаре про математику, на мой взгляд, просто бомба!
Тема была такая: "Как объяснять ребенку математику с помощью ритма или с помощью тела".
Хотите пройти тест по математике на "переход через десяток"?
Есть ли у вас понимание этого процесса не заученное и многократно повторенное, а внутреннее?
Посмотрим, как вы справитесь. :))
Напишите в два столбика числа:
первый столбик - от 1 до 10,
второй столбик - от 10 до 100.
пример:
1 10
2 20
3 30
... ...
и т. д.
И не читайте дальше, пока не закончите.
Теперь посмотрите, как написаны числа 10 и 100 в столбиках.
Если у вас единица (у чисел 10 и 100) стоит прямо под девяткой, вот так:
то, значит, математическое понятие "переход через десяток" вами не прожито, а заучено.
А как верно?
Под цифрой "9" в столбике должен стоять "0", а "1" - левее, потому что это уже другой разряд числа.
Нам сдавать экзамены не нужно. А вот детей ждут экзамены. Если ребёнок не понимает основ, то дальше двигаться невозможно.
Но тогда, как научить детей понимать математику?
Понимание приходит через тело: хлопки, шаги, другие движения. Особенно важно это для младших школьников, когда они изучают самые основы.
На вебинаре Татьяна предложила интересный способ, как разобраться с "составом числа".
При этом понимание "сложения" и "вычитания" чисел будут дополнительным бонусом.
Описание метода.
Это только описание большое. Делать много не нужно.
1. Нарисовать большой круг на бумаге, а внутри (пусть будет) число "11".
2. Положить листок на пол и поставить в круг ребёнка. Предложить поиграть, выполняя команды.
Шаг вперёд - "сложение", шаг назад - "вычитание"
3. Команда: "три шага назад". Ребенок стоит на "11". Делает три шага назад. Считает: "10, 9, 8".
Значит, "11" - это "3" и "8".
Решён пример с вычитанием: 11-3 = 8.
4. Команда: "два шага вперёд". Ребенок стоит на "8". Делает шаги и считает: "9,10".
Сложение "прожито" с помощью тела: 8 + 2 = 10.
Состав числа: "10" это "8" и "2".
Движение "вперед-назад" - это ещё не всё! Есть "право-лево" и "вверх-низ". За "вверх-вниз" сойдет шведская лесенка или лестница в подъезде.
Для детей постарше числа (кроме исходного) писать не нужно. Пусть "держат их в голове".
А для малышей, думаю, можно быстро смастерить коврик.
Я уже представила, как сделаю коврик из цифр по порядку и скреплю листы скотчем для своего "шестилетки" . И пусть шагает.
Ноу-хау номер 1.
Сделать подготовительную работу по изготовлению коврика. Поставить ребенка на коврик. А самому улечься на диванчик и командовать: "Два шага вперед, три назад". Идеально для пап. А мамы могут отдохнуть в это время.
Уверена, что ребёнок (особенно помладше) с восторгом примет эту идею.
Ноу-хау номер 2.
В качестве математического пособия можно использовать массажный коврик. Например, вот такой, как у нас. Куплен для коррекции плоскостопия.
По этому коврику шагать даже интереснее.
Ссылки:
Группа "Живая педагогика с Татьяной Григорян"
Статья "Как решать уравнения (с примером)"
Статья "Как получаются гуманитарии"
На этом канале я пишу о своём опыте на семейном обучении .
я поняла, что:
- "умение учиться" без школы и почти без мамы - вполне реальный навык.
- выучить 1 предмет из школьной программы за 3 недели возможно.