Компания Unison Research во главе с основателем Джанни Сакетти (Gianni Sacchetti) с 1987 года занимается разработкой ламповых и гибридных усилителей. Производство поставлено на серьезную научную основу, с привлечением преподавательского коллектива кафедры физики университета в Падуе, благодаря чему спектр аудио компонентов постепенно растет.
Применяется ручная сборка, а отделка корпусов и инновационная схемотехника — все это создается на собственной линии производства в Италии, при этом компоненты средней и высокой ценовой категории Джанни Сакетти собирает и тестирует лично. На складах его усилители никогда не залеживались, но у разработчика на все имеется свой взгляд, а также неуемное стремление к новым вершинам. Воплощением переломного момента было образование семейного концерна A.R.I.A. (Advanced Research in Audio), созданного 1998 году двумя друзьями Джованни Настой (Giovanni Nasta) и Джанни Саккетти (Gianni Sacchetti), в результате слияния основанных ими же известных фирм по производству аппаратуры High End: Unison Research и Opera Loudspeakers. Усилители настолько хорошо сочетались с громкоговорителями Opera, что были рекомендованы разработчиками как с одной, так и с другой стороны. Но бизнес диктует свои законы и когда пришло время двигаться дальше, некоторые совместные проекты с Джованни Наста (великолепным краснодеревщиком), встали под знамена Unison Research, и первые рупорные акустические системы Unison Research Max 1 были разработаны для идеологической целостности и когерентного взаимодействия как с ламповыми, так и с гибридными усилителями фирмы.
Известное сочетание — рупор и солидный вуфер — всегда являлись предметом особого почета в среде продвинутых меломанов. Как-то уже привычно по инерции считать, что разные реализации этого тандема обычно обременены ценой или габаритами. Unison Research решили минимизировать то и другое, и акустические системы получили за разумную цену довольно компактный корпус (950х350х450 мм) со значительным внутренним объемом, а также фирменный итальянский лоск. Помимо шпона, при отделке кабинетов используется искусственная кожа, которой оформлено все, кроме боковых панелей. Красота и тщательность, с которой выполнена работа, впечатляет. Лак и матовая фактура кожи великолепно смотрятся на контрасте, и кажется фантастичным как разработчикам удалось удержаться в этой ценовой категории, вложив столько искусства в отделку, не обделяя вниманием качество звука. Корпуса акустических систем сделаны из 2,5см МДФ, с толщиной передней стенки 5см, внутри задемпфированы акустическим поролоном и изготавливаются на одном из расположенных неподалеку от завода деревообрабатывающих производств. Доступны несколько вариантов отделки — махагон, вишня, орех, а также черный лак. Вес каждой колонки — 37 кг, в комплект входят декоративные грили и шипы для виброразвязки с полом.
Громкоговорители двухполосные, фазоинверторного типа, с двумя портами на лицевой панели. Солидный 30-см НЧ драйвер, с оптимизированной чувствительностью и пиковой мощностью до 800 Вт, диффузором из углеволокна с примесью хлопка, литой корзиной, 100-мм звуковой катушкой и неодимовой магнитной системой, соседствует с компрессионной СЧ/ВЧ секцией, нагруженной на рупор из авиационного алюминия (несмотря на обманчивый оттенок, напоминающий пластик). Угол раскрытия рупора составляет 60-80 градусов, размер титановой диафрагмы драйвера — 44 мм. Для облегчения подвижной системы звуковая катушка намотана алюминиевым проводом. Трехволновой жесткий подвес вуфера, сферический центральный колпачок и высокая пиковая мощность намекают на профессиональные «корни» этих динамиков, что предполагает успешное использование АС, кроме стерео, и в системах домашнего кинотеатра. По замерам, спад звукового давления в этом ящике (с полезным объемом 80 литров) начинается с 60 Гц, далее, с 47 Гц подключается фазоинвертор, действие которого заканчивается примерно на 37 Гц, но учитывая некоторые особенности колонок, пользователю придется повозиться, чтобы выбрать для них положение, дающее правильную акустическую картинку. Высокие не грешат ни рупорным окрасом, ни резкими перепадами чувствительности, их АЧХ от расстановки практически не зависит, но есть особенности на 10 кГц, небольшой спад на которых гарантирует отсутствие сибилянтов. Добавлю только, что видимо разработчики при сведении микрофон ставили на стыке между динамиками, поэтому учитывая узкую направленность, в поиске оптимального sweet spot, срабатывает как более дальнее расстояние от слушателя, с небольшим разворотом внутрь, так и отклонение корпуса на 5 градусов назад, для приемлемого расположения в ближнем поле. При прослушивании в домашних условиях, примерно с 2 метров, именно такая установка была наилучшей. Позже, в более свободном помещении шоу-рума, мои предположения подтвердились. При размещении АС рядом со стеной, порты фазоинвертора рекомендуется заглушать.
Фильтры второго порядка, с номинальной крутизной спада 12 дБ/окт делаются на заказ в Германии, в кроссовере используются катушки с воздушным сердечником, намотанные плоским кабелем из бескислородной меди (OFC), конденсаторы, резисторы Solen и Mundorf.
Режимы «Valve» и «Solid State» позволяют с помощью тумблера на задней панели регулировать уровень демпфирования путем последовательного подключения дополнительного резистора в схеме. По замерам, учитывая частоту раздела полос – 2000 Гц, именно в ламповом режиме отдача НЧ-СЧ динамика увеличивается на 1.5 дБ. Две пары клемм подразумевает возможность подключения АС по биваерингу.
Тест Unison Research Max1 с однобрендовыми ламповыми и гибридным усилителями соответствующей ценовой категории стал отличной демонстрацией жизнеспособности этого союза. Младший в серии, интегральный однотактный усилитель Unison Research Preludio, с выходной мощностью (2х14 Вт) прекрасно справился с поставленной задачей, показав плотный, яркий и насыщенный звук, комфортный на любой громкости, быстрый и точный в доступном диапазоне на низах, без ламповых временных «ремарок» или жесткого окраса. В ближнем поле мне не удалось прочувствовать заявленный низкочастотный старт (от 30Гц), но как сказано выше, эксперименты с наклоном на 5 градусов назад, или прослушивание на большем расстоянии в другом помещении, ситуацию улучшают. Юбилейный стереоусилитель мощности Unison Research Triode 25 с возможностями переключения в триодный (2 х 25 Вт) или в пентодный (2 х 45 Вт) режимы, прочат в самые желанные партнеры для этих громкоговорителей. Жанровые предпочтения триодного и пентодного подключений позволяют сосредоточиться как на пронзительной лирике, так и услышать адекватное воплощение масштабных опусов, разновидностей электроники или тяжмета. С интегральным гибридным усилителем Unison Research Unico Due мощностью 100Вт/на канал (8 Ом), обладающим яркой харизмой, колонки убедительней зазвучали в нижнем регистре. В расстановке и звучании инструментов поменялись акценты, добавилось интереса к ритмическому каркасу, с неизменной слитностью и плавностью перехода диапазонов — все это показались мне удачным вариантом сочетания и наиболее совпадало с моим внутренним «референсом».
Еще одному мощному интегральнику королевских кровей из семейства Gryphon на этот раз пришлось сделать «лицо» попроще, и его желание подтянуть звук к своей узнаваемой «породистости» так не сбылось. Вместо холодного изящества, получился, наоборот — жирный напористый и массивный саунд, иными словами акустические системы Unison Research Max 1 просто воспользовались его мощностью, особо не акцентируя внимание на особенностях. Потрясающее звуковое давление при прослушивании Большого Симфонического Оркестра и хорошая макродинамика создавали ощущение монументальности и вполне примирили меня с таким раскладом. Своей партии солирующий барабанщик смог придать ощутимую интенсивность: удары были четкие, словно налитые свинцом, и каждый барабан находился на своем месте. А широкий взгляд на ретро, с воздействием на ностальгические рецепторы, хоть и не добавляли громкоговорителям домашней простоты, но учитывая специфику работы НЧ/СЧ динамика и его полосу пропускания, обходилось без «провисания» средних частот, которое создает ощущение выхолощенного звука, и лишает звучание низов функции фундаментальной опоры.
Для идеологически правильного сравнения, Unison Research Max1 были индивидуально протестированы на одинаковом усилении с рупорными акустическими системами Klipsch Cornwall 3, из знаменитой серии Heritage, приблизительно одинаковой ценовой категории, с различием в количестве полос, размером кабинетов и низкочастотных динамиков, и наличием трёх поколений в родословной. Итальянские громкоговорители не только обладали некоторым сходством с Klipsch по концепции и подаче звука, но оказались и менее привередливыми в жанрах.
Сравнивая Unison Research Max1 с огромными 4-х полосными, и все-таки рупорными студийными мониторами JBL 4344 классического голубого «разлива» с консервативным фирменным звуком, с которыми их роднила, пожалуй, только фазоинверторная конструкция и чувствительность, сразу было понятно, что в этой игре без правил проигравших не будет. JBL в окружении ламповых усилителей был не так экспрессивен, как Max1 со товарищи, но напора в звучании последних было больше, чем нюансов, о чем мониторы не упустили возможности несколько раз напомнить. Несмотря на более широкомасштабную сцену, которую строили Unison Research, 4 полосы студийных мониторов намешали больше красок и тембров, но уступили в навыке подвести все под единый эмоциональный вектор, и явно грешили избирательностью в подборе усиления.
Ólafur Arnalds композиция «So Close» — на огромных мониторах этот саунд заставлял сердце биться чаще. Фокусировка на низкочастотных глубинах — и создается ощущение такой тщательно выделанной акустической «пустоты», которую так и не удалось услышать на рупорных Cornwall, явно не «добирающих» по низам, при этом Max1, со свойственным эмоциональным нажимом, и более верным акцентом в басовом диапазоне, прозвучал вполне убедительно. Рупорный «привкус» больше был слышен на Klipsch, но вместе с ним приходило «послевкусие», полное подробностей и воздуха, правда на сложной классике и тяжелых жанрах американцам это не помогало. Когда схлынула волна первых впечатлений, становилось понятно, что если JBL порой и снижали общий эмоциональный градус, то по части ритмической мощи лидировали безоговорочно, образ «кувалды» прицепился с легкой руки аудио-обозревателей не просто так. Cornwall с подобной мощью не справлялись, зато вкладывали душу на спокойных и размеренных треках, не всегда правдиво, но почти всегда красиво. И если не учитывать иногда заметный «контейнерный» призвук, то по эмоциональности в чем-то даже превосходили итальянцев, но при этом отличались самой большой жанровостью. Более гибкие Unison Research легко охватывали музыку самого широкого спектра, которую воспроизводили ясно и отчетливо, тонально сбалансировано, при этом не создавая ощущения тяжеловесности или наоборот, постного звучания. Отлично справлялись с голосовыми, инструментальными, и оркестровыми жанрами, отличаясь ровным и подробным, пусть и не на молекулярном уровне, звуком, без рельефных выпуклостей и напрягающих моментов с прорисовкой инструментов и голосов, но и не слишком вдаваясь в оттенки. Скрипка звучала реалистично, с тонким намеком на отклик деки, голосовой диапазон был насыщен, тембрально верен, а вот образующая баса создавала фундамент по принципу необходимости и достаточности, не очень глубоко, но плотно и основательно, держала основной тон, и самостоятельно вела свою партию, не выбиваясь из общей музыкальной канвы.
«Никто не покупает спички у уличного мальчишки» — этими словами начинается пронзительная баллада с невообразимой энергетикой английского анархического трио The Tiger Lillies — «Man In the Moon». Характерный фальцет из динамиков этих громкоговорителей жмет на самые тонкие ностальгические струны, а волшебство безысходной романтики не в силах разрушить даже обсценная лексика и абсолютно человеконенавистнические тексты. И когда меланхолия лампового звука на таких жанрах встречается с мрачной тоской громкоговорителей, да еще с вольной фантазией шансонной эстетики, можно претендовать еще и на оригинальность – ведь аудиофильские системы часто уводят внимание от вовлеченности на великолепие и эффектность звука. Отличный пример того, как громкоговорители могут доходчиво передать эмоции, почти не используя привлекательных в таком контексте инструментов, как высокое разрешение, и без желанной для некоторых подчеркнутой детализации, иногда напоминающей «коллажи» из нотных фрагментов. Образы получались объемные, с формированием перспективы в глубину, достаточно подвижные и пластичные, при этом не искажались границы сцены и расстояние между музыкантами. Несмотря на иллюзию простоты, в подаче музыки есть все необходимые ингредиенты, чтобы замесить и идеальный концертный саунд стадионного масштаба, запись симфонического оркестра, или отполированный до блеска шлягер.
Сравните:
Track 1
Unison Research Max1 00:00
Klipsch Cornwall 3 00:39
JBL 4344 01:17
Track 2
Unison Research Max1 01:56
Klipsch Cornwall 3 02:36
JBL 4344 03:14