Русь приняла христианство византийского толка?
Долгое время сомнений в этом не было. При этом особо обращает на себя внимание факт настойчивости летописца в том, что Владимир принял крещение именно в Корсуни, а не в Василеве или Киеве.
Корсунская церковь основана еще до 863 года, до раскола между константинопольской патриархией и папством и может рассматриваться как православная церковь византийского толка, чьи святые позже почитались и католической церковью. Говоря об истоках древнерусского христианства, о времени крещения Руси, следует не забывать о деятельности солунских братьев Кирилла и Мефодия, связанных с Корсунью до начала раскола - в 861-862гг..
Напомним, в указанное время состоялась так называемая Хазарская миссия, которая прибыла в Русь по письменной "просьбе трудящихся" с целью, как гласит официальная версия, участвовать в диспуте и, если что, крестить Русь: ту Русь, которая упомянута в летописи 839 года, и во главе которой стоял каган. Согласно житию равноапостольных Кирилла и Мефодия, результатами диспута Русь была вельми довольна и крещена во главе с Каганом и 200 вельможами (это, как Думские депутаты или Верховная рада).
Было ли крещение Кагана Руси в Корсуни? - вопрос. Но то, что Византийский обряд распространился по Руси через врата Корсуни (Херсонеса), очевидно, стало достаточным основанием летописцу настаивать на факте связи крещения Руси Киевской и неким символическим источником Византийской обрядности и благодати (распространяемой на народ со времён первоапостола Андрея также через Херсонес)...
Однако , о главном.
В данном труде мы не станем полемизировать со сторонниками пяти версий крещения Руси. Важнее всего для нас засвидетельствовать , что в письме Русского кагана в Византию можно прочесть важное свидетельство. Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей Славянских, сообщает нам, что около 860 года жившие среди подданных Русского кагана христиане, будучи сами не в силах посрамить умножившихся магометанских и жидовских проповедников, из ревности к христианской вере упросили своего кагана с вельможами послать за греческими мудрецами: «бяху тамо жидове, крестьянскую веру вельми хуляще».
В обращении значиться, что Бога Единого Христиане Русского каганата знали ОТ НАЧАЛА. О чём это?
Ответ на это вопрос дают всё те же летописные строки о крещении Владимира в Корсуни. В летописном описании Символа веры использована специфическая терминология, свидетельствующая о том, что в среде словен Вера в Живого Бога Иисуса Христа ( настойчиво свидетельствует летописец) распространилась не позже 384 года...
В дополнение к автору летописи можно добавить лишь то, что словене Причерноморья, наряду с булгарами и иными первохристианами, истории известны в 3-м веке. Словене не просто приняли Живого Бога. От Него не отрекошося, в 375 году словене-анты пошли за Него на смерть и были распяты пришлыми антихристами, от веры отцов не отступив. Были распяты антский царь Бож с детьми и 70 бояр (пресвитеров христианского царства).
Слова о том, что мы "Бога Единого знаем ОТ НАЧАЛА" можно воспринимать еще более буквально - от Начала, от Бога, Его первоапостолов и его первоученика апостола Андрея.
Об этом, например, свидетельствовал Иоан Грозный.
Продолжение читаем постранично вместе . С Богом