Найти тему

Личностно - ориентированный урок в конце лета

В современном мире обучение все больше движется в сторону специализации - выявления и развития индивидуальных способностей каждого человека. Традиционный вариант получения знаний одинаковых для всех, одним и тем же способом уходит в прошлое. Особенно ярко это отражается в преподавании иностранных языков. Английский язык применяется во всех сферах нашей жизни и нужен всем, способным и нет, поэтому необходимо изучение языка абсолютно разнообразными способами, адаптированными под каждого ученика. Требуются специалисты, проводящие личностно-ориентированные или персонализированные уроки.

Эта стратегия обучения позволяет ученику использовать язык в контексте того, что происходит в их жизни, актуализировать пройденный материал. Практическое применение - это лучший способ усвоить матариал, так как мы лучше запоминаем то, что полезно и интересно, благодаря эмоциональной вовлеченности. Наверняка все учителя замечали, как горят глаза ученика, как он широко улыбается, когда тема урока находится в сфере его интересов. Это делает урок более значимым.

Рассмотрим, как можно провести личностно-ориентированный урок.

1. Очень важно узнать об ученике как можно больше с первого дня. Ознакомительный урок даст информацию об увлечениях ученика, уровне знания английского языка, о том, что нравится на уроках. В дальнейшем это поможет адаптировать урок к интересам учащихся. Попросите учеников на первом уроке заполнить анкету-опросник или предложите ролевую игру, где ученики выступают в роли интервьюера и задают друг другу вопросы, раскрывающие их с разных сторон (личностной, академической, социальной). А если поиграть в игру “что возьмешь с собой на необитаемый остров”, где кроме рассказа ученики еще будут рисовать эти предметы, то обязательно найдутся талантливые художники, большие фантазеры и шутники. Это отличный способ создать непринужденную обстановку и расположить к себе учеников, а заодно выяснить, в чем они сильны, а какие стороны нужно будет раскрывать.

2. Будет полезно персонализировать учебник или курс. К примеру, если тема урока “Дом”, можно найти комнаты из компьютерных игр, любимых вашими учениками, (к примеру Minecraft) и предложить перечислить названия комнат, рассказать что там находится. Для онлайн занятия легко создать коллаж из фотографий комнат, а для оффлайн урока ученики могут сами найти подходящие картинки, чтобы рассказать свою историю. Такая самостоятельная работа прекрасно мотивирует учеников!

3. Попробуйте время от времени давать ученикам возможность выбрать тему следующего урока и подготовить видео или аудиоматериалы, презентацию. Пусть у них будет полная свобода в выборе темы, пусть расскажут о чем угодно - о рэперах, о Спайдермене, о Гравити Фолз (популярный мультфильм).

4. Мы все помним эпизоды из американских фильмов, где дети приводят в школу питомцев и рассказывают о них. Эта замечательная идея в стиле “покажи и расскажи” подходит абсолютно к любой теме. Если урок посвящен семье, ученики приносят семейные фотографии или семейное древо. Для темы “Дом” можно принести распечатанные картинки домов, где ученики хотели бы жить. Тема еды тоже раскрывается легко, если рассказывать о своих любимых блюдах. Можно дать ученикам свободу изобрести новое блюдо, смешав ингредиенты так, как они хотят. Если это превратить в игру, где каждый ученик добавляет один ингредиент, скорее всего результат очень повеселит их. Такие уроки будут связаны с личностными позитивными переживаниями и освоение материала пройдет незаметно.

5. Персонализация граматическихх структур также эффективна. К примеру, времена отрабатываем на личных вопросах, которые ученики задают друг другу. Таким образом они смогут сразу же выучить и вопросительную форму. Во время изучения Past Simple, можно предложить рассказать о каникулах или смешных историях в прошлом. А если тема урока Future Simple, пусть ученики помечтают о том, что они будут делать через 10 лет или как они видят будущее человечества, каким оно будет. Модальные глаголы помогут сказать о том, что они умеют делать (I can cook cakes), какие у них обязанности дома (I must clean up my room, I should walk and feed the dog).

6. Студентам, которым нужна специфическая лексика (бизнес, техника и т.д.) особенно важно сразу применять ее в ситуациях, похожих на реальные, - в ролевых играх. Введите необходимые слова, а затем разыграйте диалоги, например “В магазине”, “Собеседование”, “Звонок другу”. Выбор ситуации зависит от цели изучения английского у вашего ученика.

7. Чтобы актуализировать обучение, используйте современные технологии. Ученики могут снять короткие видео-монологи, в которых выразят свое мнение на определенную тему, или маленький фильм с группой одноклассников. Видео не обязательно должно быть о их жизни, можно сделать любой сюжет. Смысл персонализации в этом случае в выборе и решениях, которые они принимают.

8. Идеальный персонализированный урок для некоторых учеников - музыкальный. Дети могут взять свою любимую песню, перевести, придумать задания (gap-filling, ordering), а потом презентовать ее своим одноклассникам. Слова из песен почти никогда не забываются.

На личностно-ориентированном уроке давайте ученикам пространство для свободных рассказов, креатива. Если тема урока привела их к новой истории, и ребенку есть что рассказать на английском языке, позвольте ему это сделать. Хотя и кажется, что от плана урока отвлеклись, но пользы от этого немало - улучшение контакта, практика беглой речи, повышение мотивации. Ученик во время рассказа сам спросит новые слова и заметит, что общаться на иностранном языке интересно!

Гибкость и немного креатива сделают ваши уроки незабываемыми!

Лусик Арустамова