Приветствую Вас, друзья!
Тематика зомби, оживших мертвецов и прочих им подобным, одна из самых популярных в фантастике. Образ этих персонажей претерпел огромную эволюцию, что позволило им перекочевать из фэнтези в жанр научной фантастики.
До того, как представители жанра научной фантастики обратили свое внимание на этих персонажей, зомби были атрибутом только мистики и мифологии, относились к разряду религиозных персонажей.
Переосмысление этого образа началось в середине XX в. В 1954 г. вышел роман Я — легенда. Главный герой Роберт ищет причину эпидемии, которая сделала людей вампирами. Причиной оказался вирус, над котором потеряли контроль. Автор романа Ричард Мэтисон отмечал, что идея к нему пришла после просмотров фильмов о вампирах, где они были представлены как представители потустороннего зла. Писатель решил представить другой образ. После этого пошла переориентация образа зомби от мистики к рациональному и научному.
Я не буду описывать множественные книги и фильмы. Самый известный образ зомби нам показывает серия фильмов Обитель зла. Люди теряют не только разум, но и даже инстинкты.П
Как ни странно, но самый исчерпывающий образ зомби дает писатель Джеймс Роллинс в романе Шестое вымирание. Почему я употребляю слово «странно». Оторвавшись от мистики, образ зомби стал непонятным. Это и не мертвецы уже, и не животные, и не люди. Фантастике не получалось дать какого-то четкого определения.
Роллинс описывает создание вируса, который делает из людей зомби животного типа. В сюжете дело не доходит до массовой эпидемии. Безумный гений решает спасти планету от человечества, пустив эволюцию вспять. Вирус делает из людей животных, но не таких, которые могут охотиться или как-то приспосабливаться к окружающей среде. Фактически человек становится самым беспомощным и не адаптированным животным.
Деталь, которая отличает мистического зомби от жертвы эксперимента, это — средство его убить. С воскресшими мертвецами все понятно, здесь можно все свалить на мистику, на сверхъестественную причину процесса. В фильме Обитель зла объясняются биологические особенности зомби. Их организмы функционируют по-другому, убить их можно повредив мозг или позвоночник. Подобное объяснение принципиально для этой тематики. Раз зомби является научно объяснимым явлением, а не абстрактным продуктом мистики, значит должно быть какое-нибудь рациональное обоснование его физических возможностей.
Вернемся к роману Я — легенда. В сюжете есть определенный тип людей, который сумел адаптироваться к поразившему человечество вирусу. Главный герой по началу видит только одичавших вампиров, которые ориентируются только инстинктами. Потом он встречает людей, которые по сути не люди, поскольку подвержены вирусу, но и не те зомби, с которыми он имел до этого дело.
Автор романа ломает шаблоны, он вводит разумных, инфицированных зомби, которые создают альтернативное общество. Это новый биологический вид, у которого принципиально по-новому функционирует организм, совсем не так как у прочих живых существ на земле.
Если понравилась статья, поставь лайк и подпишись на канал. Впереди много интересного контента!
Читайте так же: Самый адекватный фильм о зомби с точки зрения научной фантастики