Если вы здесь впервые, ознакомьтесь с манифестом.
Я. Как вас назвать в тексте?
Собеседник. Андрей Респов.
Я. Хорошо. Что вы думаете о творческой фантазии и фантазии как способе побега от непереносимой реальности? Это одно и то же качество или два разных?
Андрей Респов. Я думаю, это разные качества. Эскапизм и творческая фантазия имеют разные корни, но могут присутствовать у одного и того же человека.
Я. Как с этим у вас? Хотелось ли когда-нибудь впасть в эскапизм?
Андрей Респов. Для меня эскапизм в литературном творчестве - абсолютно приемлемая черта. Я и писать-то стал довольно поздно. И именно для разбавления реальности. Это даже не хобби, это отдушина, попытка поделиться придуманными мирами с остальными и обрести через таким образом признание. Всем нам хочется немного славы.
Я. Почему стали писать поздно? Сами миры возникали в вашем воображении раньше, но вы не видели смысла их описывать? Или не возникали?
Андрей Респов. По своей природе, я, как ни странно, довольно ленив. И не думал, что попытки писать в жанре фантастики, которые впервые у меня случились в 14-15 лет и были довольно робкими и уродливыми, кого-то могут заинтересовать. Потом, случайно, в переписке с одним из своих друзей я поделился короткими отрывками. Это было шесть лет назад. И он серьёзно отругал меня и взял обещание писать.
Я. Теперь вы выполняете это обещание?
Андрей Респов. Да. Даже с избытком. Первая повесть, написанная в 2017 г, должна была стать единственной, но миры и герои стали существовать собственной жизнью.
Я. Она была в жанре ЛитРПГ ?
Андрей Респов. И да, и нет. Сейчас немного разочарую своих читателей, ибо на самом деле являюсь противником виртуализации литературы и и виртуальных игр, как таковых. Но повесть была написана в жанре ЛитРПГ, да, со всем антуражем. Точнее, это не классическое ЛитРПГ, а попаданство в Игру. Но сеттинг специфический присутствовал.
Я. А почему? Что сделало вас их противником?
Андрей Респов. В глобальном аспекте, игры, виртуализация личности, убегание от реальных проблем в придуманные обстоятельства ведут к деградации человечества. ЛитРПГ, как поджанр, не хуже и не лучше других, появившихся до него: киберпанка, стимпанка и т.д. Он привлекателен тем, что упрощает очень многие аспекты человеческого общения и сводит на нет, простите за громкие слова, понятие труда и творчества. Слишком легко всё в игровом мире, по большому счёту, просто сказка «По щучьему веленью...» Хотя, может, я и утрирую. Но нельзя отнять очень значительной популярности у этого поджанра. И мой выбор подобного сеттинга был осознан. Мне хотелось на примере героя в сотый раз показать актуальность образа лишнего человека и даже лишних людей.
Я. Лишнего в реале, но не лишнего там, в игре?
Андрей Респов. Лишнего в реальной жизни. А в игре разве может быть кто-то лишним или не лишним? Ведь игра - это условность, пшик, набор цифр. Но частично вы правы. Потому что, кроме набора цифр, это ещё и игроки, их взаимоотношения. Но насколько нужно быть ослабленным, неуверенным и отчаявшимся, чтобы искать себя и друзей в нарисованном мире.
Я. Мне кажется, это некоторый прогресс в сравнении с ситуацией, например, чисто воображаемых друзей. Вы не согласны?
Андрей Респов. Да. Для коррекции девиации поведения и части психологической терапии виртуальные друзья, работа, творчество могут иметь место. Но не полная замена реальной жизни. Миры Игр в ЛитРПГ - это извечная мечта о Земле Обетованной. Только вот игроки тянут туда не только прекрасное, доброе, вечное, а всё то, что им мешало в реале. Бегство в виртуал - не выход. И, если вы заметили, практически все топовые произведения ЛитРПГ имеют открытые финалы. Ответа на главный вопрос нет. И, думаю, не будет.
Я. А каков вопрос тут главный? «Где лучше?» ?
Андрей Респов. Ответ одновременно прост и нет. Лучше там, где ты нужнее. Это как раз к вопросу о «лишних» людях.
Я. Есть ли еще что-то важное, о чем хотелось бы рассказать моим читателям, но я не спросил?
Андрей Респов. Важное... Никогда не переставайте читать книги. И берегите близких.
Я. Какие ссылки оставите?
Андрей Респов. Группа ВК, Страница на litnet.