Найти тему

Кто развязал Великую войну?

Бенито Муссолини, Адольф Гитлер, Эдуард Деладье и Невилл Чемберлен
Бенито Муссолини, Адольф Гитлер, Эдуард Деладье и Невилл Чемберлен

«…Мы не хотим никого окружать. Мы не стремимся к изоляции Германии. Наоборот, мы хотим жить с Германией в дружеских отношениях. Германцы — великий и храбрый народ. Мы этого никогда не забываем…», — заявил весной 1935 года лорду-хранителю печати Великобритании Энтони Идену Иосиф Сталин.

Планы роста

В ноябре 1937 года Гитлер изложил свои планы по созданию «замкнутой» Германской империи. Первыми шагами на пути к поставленной цели фюрер считал присоединение Австрии, Судетской области, а затем всей Чехословакии для создания промышленной и продовольственной базы,
и стоявшей как кость в горле Польши. Гитлер в отличие от Сталина, разделившего народы бывшей единой Российской Империи на национальные республики, пытался объединить германскую нацию. Успешный аншлюс Австрии породил у 3,5 млн немцев, населявших Судетскую область Чехословакии, надежды на воссоединение с Германией. Мюнхенское соглашение о передаче Судетской области Третьему Рейху, подписанное 30 сентября 1938 года премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом, премьер-министром Франции Эдуардом Деладье, рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером
и премьер-министром Италии Бенито Муссолини убедило Гитлера
в справедливости его расчётов. За Судетами последовала вся Чехословакия, хотя между СССР и Чехословакией с 1935 года действовал договор о взаимопомощи. Разговоры о том, что причиной отказа Советского Союза помочь Чехословакии явился отказ Польши пропустить части Красной Армии — не более, чем отговорка. Красная Армия могла войти в Чехословакию и через Румынию. Сталина не заботила Чехословакия. Он искал сближения с Гитлером, но камнем преткновения была Польша. И нашёл-таки! Разделить её с между Германией и СССР никто не помешал, хотя войну Рейху, начиная с 3-го сентября 1939 года, последовательно объявили Великобритания, Франция и другие страны.

Вопрос: почему не объявили СССР, хотя спустя всего 17 дней после вторжения гитлеровцев части Красной Армии перешли польскую границу и «освободили» населявшие восточные польские территории народы от «панского угнетения» и «германской агрессии»?

Ответ: Запад не хотел ещё большего сближения двух строящих социализм европейских государств с самыми сильными на тот период армиями. Против каждой в отдельности ещё можно было противостоять. Но не против объединённой национал-социалистической и большевистской армады.

Вермахт имел 52,5 дивизии численностью чуть более 1,3 миллиона человек, 3419 танков, 30 679 орудий и минометов и 4288 самолётов.
Красная Армия располагала 147-ю дивизиями: почти 2,5 миллиона человек, 21 110 танков, 55 790 орудий и минометов, 11 167 самолётов.
При таком соотношении сил
в 1939 году у Гитлера не было ни желания, ни возможности, ни планов агрессии против СССР, кто бы его не «подталкивал». А СССР с конца 1927-го — начала 1928 года активно готовился к новой мировой войне.

Двадцатилетнее перемирие

В Европе тоже воспринимали межвоенный период исключительно как перемирие. 31 августа 1937 года польский Генеральный штаб принял секретную директиву, поставившую перед польской армией задачу
по уничтожению «любой России», вне зависимости от политического строя и господствующей идеологии.

7 марта 1936 года немецкие войска заняли Рейнскую демилитаризованную зону. Великобритания и Франция ограничились формальным протестом. Спустя два года, в марте 1938 года, Германия беспрепятственно провела аншлюс Австрии. И вновь лишь словесная международная реакция. Через пять дней после аншлюса Австрии,
17 марта 1938 года, Польша предъявила ультиматум Литве де-юре признать потерю Литвой Виленского края, а 21 сентября потребовала от Чехословакии передать Польше Заользье и восточную часть Тешинской Силезии (в настоящее время — Чехия, ЕС). 30 сентября, сразу после подписания Мюнхенского соглашения, по которому Германии с согласия Англии и Франции отошла принадлежавшая Чехословакии Судетская область, Варшава повторила требование. 1 октября в Чехословакию были введены польские войска, и оккупированная Тешинская Силезия вошла в состав Польши в качестве Западно-Тешинского повята. 15 марта 1939 года Германия оккупирует и другие чехословацкие земли. Помогают ей занять и разделить их Венгрия и Польша. Принадлежность чехов и словаков, как и самих поляков, к западным славянам, последних не остановила. Не пройдёт и года, как сама Польша, переметнувшаяся к «Союзникам», взявшим на себя обязательства помочь ей в случае агрессии, подпишет себе смертный приговор, оказавшись в прямом смысле между двух «социалистических» огней.

15 августа 1939 года сразу после встречи посла Германии в СССР фон дер Шуленбурга с председателем СНК (Совета Нароных Комиссаров — правительства СССР), наркомом иностранных дел В.М. Молотовым в РККА направляются директивы НКО СССР №4/2/48601-4/2/486011 о развёртывании к уже имеющимся 96-и стрелковым дивизиям дополнительно 56-и дивизий.

23 августа при подписании Договора о ненападении между СССР Третьим Рейхом («Пакт Молотова-Риббентропа»), дополнительным секретным соглашением о разделе сфер интересов решена судьба прибалтийских государств и Польши. Для поляков пакт оказался настоящим ударом.

25 августа Гитлер направил письмо Муссолини, заверив дуче в том, что договор лишь укрепляет «Ось». А в 13:30 прибывшему британскому послу Невилу Хендерсону (1882—1942) фюрер заявил, что готов «сделать шаг навстречу Англии, такой же решительный, как и договор с Россией», подчеркнув, что последняя речь Чемберлена может привести к «кровавой и непредсказуемой войне между Германией и Англией», но на этот раз Германии не придётся воевать на два фронта, поскольку «Россия и Германия больше никогда не станут воевать друг с другом!» Англия должна лишь помочь Германии решить «польский вопрос». Спустя полчаса после отъезда посла Гитлеру принесли сообщение, что Англия и Польша заключили Договор о взаимопомощи. В 17:30 Гитлер принял французского посла Робера Кулондра (1885—1959, в 1936—1938 гг. был послом в Москве), заявившего: «Даю слово чести французского офицера, что если на Польшу будет совершено нападение, французская армия будет сражаться на её стороне». Сразу после этой аудиенции в 18:00 прибыл итальянский посол Бернардо Аттолико (1880—1942, в 1930—1935 гг. был послом в Москве) с продиктованным по телефону письмом от Муссолини. Пакт с Россией произвёл сильное впечатление на дуче, который достойно оценил этот неожиданный ход.

Германия добивалась возвращения Данцига и в случае необходимости готова оказать военную помощь Великобритании. На совет англичан полякам не поддаваться на провокации и прекратить провокационные передачи по радио, поляки ответили приказом о всеобщей мобилизации. Франция также старались убедить поляков вступить в переговоры, но поляки были настолько уверены, что с помощью союзников смогут одолеть немцев, что не проявили интереса к предложению Гитлера.

Вторжение в Польшу Гитлер считал не войной, а локальной акцией по «освобождению исконно немецких земель», которую Англия и Франция после словесных протестов примут как свершившийся факт. Гитлер был уверен, что «англичане бросят поляков, как в своё время бросили чехов». Гитлер не верил, что Европа вступится за Польшу, поскольку не вступилась ни за Австрию, ни за Чехословакию, и в первые сентябрьские дни тщательно избегал слова «война». Он категорически не желал новой самоубийственной мировой бойни, надеясь достичь желаемого без большого кровопролития.

И всё же война

Гитлер не объявлял войну Польше! 1 сентября утром в радиообращении он заявил, что у него не было иного выбора, кроме как «ответить ударом на удар». И ни слова о войне. Воскресенье 3 сентября выдалось в Берлине тёплым и солнечным. В полдень через громкоговорители на берлинских улицах ошеломлённым гуляющим объявили, что Англия в 9 часов утра по Гринвичу объявила войну Германии. В 12:20 её примеру последовала Франция, а затем Австралия и Новая Зеландия. В течение нескольких дней к ним присоединились Канада, Ньюфаундленд, Южно-Африканский Союз и Непал. А в Быдгоще — бывшем Бромберге бывшей Западной Пруссии, отошедшей по Версальскому договору Польше, население которого
на 3/4 состояло из немцев, произошёл «Бромбергский погром» — массовое убийство «
гражданских представителей арийской расы».
Было убито от нескольких сотен (
по польской версии) до пяти тысяч
(
по немецкой версии) живших там немцев.

Объявив 3 сентября о нахождении в состоянии войны, германскую границу не перешли ни французские, ни британские войска. Практически полное отсутствие боевых действий аж до 10 мая 1940 года при почти пятикратном превосходстве над вермахтом по числу дивизий, историки называют «тихой», «сидячей», «фальшивой» и даже «странной» войной.

***

3 сентября 1939 года министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп (1893 — повешен про приговору Нюрнбергского трибунала
16 октября 1946) телеграммой послу Вернеру фон дер Шуленбургу
(1875 — повешен как участник заговора против Гитлера 10 ноября 1944) предложил СССР присоединиться к разделу Польши:
«…По нашей оценке это отвечало бы смыслу московских соглашений, а также советским интересам». В 2 часа ночи 17 сентября Сталин лично сообщил германскому послу в Москве, что через несколько часов Красная Армия перейдет польскую границу. 6 октября Гитлер в очередной раз выступил с призывами к миру: «Судьба польского государства это дело России и Германии, а не Запада. Не лучше ли решать спорные проблемы за столом переговоров, а не жертвовать миллионами человеческих жизней и уничтожением богатств?» Но никто на буржуазном Западе его не захотел услышать и попытаться предотвратить самое массовое истребление представителей рода человеческого.

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!