Найти в Дзене
Марина Вальцифер

Разве можно жить в селе ?

Экскаватор грузит обломки кирпичей в кузов самосвала. Наконец-то снесли старый полуразвалившийся двухэтажный дом в центре села, который стоял бесхозным много лет. Приусадебный участок тоже вычищен до голой земли. Возле забора там раньше рос огромный куст декоративной калины бульденеж, который весной покрывался роскошными белыми шапками соцветий. Мне он очень нравился и в апреле сего года я наконец решила залезть втихаря на этот заброшенный участок и откопнуть себе отводок. Как оказалось- успела вовремя.

В селе уже известно,что дом под снос купила женщина - болгарка, которая сейчас работает в Швеции, но собирается вернуться в Болгарию. Причём сама она из Бургаса, в нашем селе никогда не жила и родни у неё тут нет. Эта новость произвела чудодейственный эффект - собственники, имеющие дома на продажу, резко взбодрились и принялись приводить свою недвижимость в товарный вид. На всякий случай.

К тому, что в село переезжают русские, тут давно привыкли, но, когда из города в село переезжают болгары- это обсуждается долго и во всех подробностях.

- Ненавижу село,- как-то сказала мне Пепа, старшая дочь нашей соседки-болгарки, - Не понимаю - из города уехать жить в эту дыру? Тем более из Санкт- Петербурга. Разве можно жить в селе?

Неприязнь Пепы к сельской жизни вполне объяснима. Её мать рассказывала, как они тут раньше жили и работали. Например, чтобы собирать листья табака, который выращивали в здешнем кооперативном хозяйстве, нужно было вставать в полпятого утра и, пока не высохла роса, рвать холодные влажные листья. Ещё свой сад- огород, козы-овцы- коровы, больная спина и артритные пальцы к пятидесяти годам. Чтобы дочери получили образование и смогли остаться в городе, мать и отец Пепы держали огромное личное хозяйство и работали на износ. Они не хотели для своих девочек крестьянской судьбы. Сначала помогли купить в Бургасе кооперативную квартиру Пепе, потом- младшей дочери. Теперь дочери горожанки и в село их калачом не заманишь. Свой дом пожилая соседка завещала внуку - юристу, живущему в Софии. Внук приезжает сюда с удовольствием и дом продавать не собирается.

Ситуация типичная и для России. В России всё это было ещё жёстче, чем в Болгарии. Прокатилась страшная война, потом были послевоенные голод и разруха. Отчаянная бедность и тяжёлый труд - это многолетние черты нашей российской сельской жизни. Про колхозный строй лучше помолчать.

Только времена меняются. Сейчас в той же старой Европе жить в загородном доме считается гораздо комфортней и престижней, чем в городской квартире. До России и Болгарии в полной мере это ещё не дошло.

Так что среди русских пенсионеров, живущих или имеющих дома в нашем селе ( а это около сотни семей ) процентов восемьдесят - горожане как минимум в третьем поколении. Почти у всех - высшее образование, да и учёной степенью тут тоже никого не удивишь. Есть и те, кто, пожив в селе, уезжают обратно в город, поняв, что ошиблись с выбором места проживания, но таких мало. Как правило, людей устраивает сочетание сельского простора и покоя, современных удобств в домах и транспортная доступность ближайших городов с их инфраструктурой. Газового отопления тут, конечно, нет, так его нет почти везде и в болгарских городах.

И болгары-горожане всё чаще перебираются жить в сёла, особенно те, кто долго прожил в старой Европе. Год назад к нам в село приехала болгарская семья из Англии, до этого- болгары, жившие и работавшие в Голландии. Теперь вот - женщина-болгарка из Швеции строиться начала.

Только Пепе это всё равно не объяснишь. Её детские воспоминания и установки- штука непробиваемая. Нравится Пепе жить в городе- и замечательно. Главное- чтобы человек был доволен своей жизнью.

Зачем тут что-то доказывать?