Матера. Самый древний город Италии и его скальные поселения.

Матера считается самым древним городом Италии. Люди селились здесь уже во времена палеолита. Это загадочное место, самое невероятное из тех, которые я видела до сих пор. В прошлом Матера была столицей региона Базиликата, а в 2019 году выбрана культурной столицей Евросоюза. Мы хотели взглянуть на исторический центр Сасси Ди Матера - старинные скальные поселения.

Я в Матере август 2019

Ехали в Матеру из Бари, поездом железнодорожной линии Appulo lucane со станции Бари Чентрале. Поезда современные и удобные. Стоимость билета 5 евро, длительность пути около 2 часов. Билет сохраняйте до конца поездки, иначе не сможете выйти с территории вокзала. Кстати, он вам так же понадобится, чтобы попасть в туалет на станции.

Выйдя на станции Матера Чентрале, мы направились вместе со всем потоком людей вниз по улице. Идти до района Сасси Ди Матера оказалось совсем недалеко, около 10-15 минут. По дороге нас остановили возле информационного киоска, вручили карту, пояснили, куда направляться и предложили экскурсии по 15 евро с человека. Так как мы были с Розалией, и в первый раз в этом месте, то я решила экскурсии на брать, просто погулять и познакомиться с городом самостоятельно.

Наше изучение Сасси Ди Матера началось на площади с часами Piazza Vittorio Veneto. Старый город состоит из 3-х районов - Сасси Баризано, Сасси Кавиозо и Чивита.

Сразу с площади Витторио Венето мы попали на обзорную площадку, с которой открывался вид на Сасси Барезано. Похожие на скворечники, выдолбленные в скале домики с маленькими окошками опираются один на другой. Дорожки вдоль домов - каменные ступеньки. Мы попробовали везти коляску по этим булыжникам, но быстро отказались от этой идеи. Хотя местные как-то умудряются ездить тут на мопедах.

На машине по этом многоуровневым переулкам проехать не получится никак. Можно передвигаться на авто только по некоторым площадям Сасси, а внизу - по улице via Fiorentini и Via Sant'Antonio Abate, которые разделяют Баризано и Чивита. А также по Via Madonna delle Virtù, огибающей Чивита вдоль оврага, по которому проходит Гравина ди Матера. Весной, когда тают снега, Гравина превращается в бурную горную реку. В августе, когда мы посещали этот город, она текла тонким ручейком по дну оврага. На противоположном обрыве Гравины видны пещеры, и даже какие-то сооружения, похожие на храмы. Жилых строений поблизости нет. Интересно, действуют ли эти церкви на горе до сих пор?

Сасси Барезано и Чивита - это более новые и облагороженные места исторического центра Матеры. В районе Кавиозо до сих пор некоторые постройки сохранены в первозданном виде, часть их заброшена. Позади Сасси Кавиозо возвышаются современные кварталы, построенные для отселения из людей из старого города.

В Сасси ди Матера всегда были проблемы с водоснабжением. Сложнейшая система сбора дождевой воды с каналами и цистернами позволяла запасаться влагой на некоторое время. Структура исторического центра приводила ко многим проблемам. Люди жили в плохих, даже антисанитарных условиях. Власти неоднократно пытались расселить этот район. Им удалось это сделать в 1993 году. Примерно в тоже время Сасси ди Матера был объявлен наследием ЮНЕСКО.

Сейчас часть жителей вернулась обратно в Сасси. Многие дома переделаны под B&B, музеи, кафе и мастерские. В одной из таких мастерских мы видели Сасси ди Матера в миниатюре, в другой из местного туфа делают интереснейшие рождественские презепе. Обо всем этом можно посмотреть в моем влоге из Матеры, который я прикреплю в конце статьи.

Гуляя, возле оврага мы наткнулись на точку с сувенирами, изготовленными из местного камня. Необычные узорные плиточки разных форм. Напротив через дорогу стоит скульптура в форме изогнутого циферблата часов. Наверное, она символизирует, что время изменило свое течение и застыло в этом городе - призраке из прошлого.

Скульптура Гнутые часы над обрывом в Матере

Район Сасси ди Матера поразил и впечатлил меня своей необычностью. Он настолько колоритен, что его часто выбирают для съемок крутых фильмов. Тут снимали некоторые сцены для:

• Страсти Христовы (Мел Гибсона, 2004 год)
  • Бен Гур (Тимур Бекмамбетов, 2015)
  • Чудо Женщина (Петти Дженкинз, 2016)

Из последнего - в Сасси ди Матера начинаются съемки нового Джеймса Бонда с Даниелом Крейгом в главной роли.

Мы посмотрели церковь Сан Джованни Батиста, спустились по бесконечным крутым ступенькам на улицу Виа Фьорентини, прогулялись вдоль Гравины и поглазели издалека на пещерные храмы. Затем поднялись на гору к величественному Дуомо ди Матера, и прошли через Сасси Барезано назад к площади Витторио Венето. Таким образом, мы прошлись по Баризано и Чивито, а самую старую часть - Кавиозо - рассмотреть не успели. Оставили на следующую поездку.

Матера оставила после себя приятное послевкусие. Как будто окунулся в далёкое загадочное прошлое. У меня возникло много вопросов, на которые я сейчас ищу ответы в открытых источниках. В целом, Матеру рекомендую всем к посещению. Желательно провести там весь день, и взять экскурсию у гида. И не забывайте - каблуки в этом месте под запретом. Ноги можно повыворачивать.

Мы ездили в Матеру вместе с моим сыном Ваней и его девушкой Вероникой. Их канал на Дзен называется VV блог. Вот, как они описали эту поездку в Матеру. Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на мой канал и узнавайте об в Италии еще больше!