Найти тему
Правовой совет

В школах будут преподавать игру в шахматы?

Оглавление

В чем смысл новой инициативы Минпросвещения?

В честь 1 сентября — Дня знаний поговорим немного о школе. А точнее о школьной реформе. которая не останавливается не на миг. И порой в головы чиновников приходят очень странные идеи. Например, после компьютеризации образования в Министерстве просвещения РФ озаботились не только умением детей обращаться с современной электронной техникой, но и тем, как их от этой техники отвадить. Ну а развитие интеллектуальных способностей детей всегда являлось главной задачей школы. Ведь овладение современной техникой не освобождает человека от развития умственных способностей. Мозг человека должен работать.

Одной их форм интеллектуального развития для детей является игра. Именно в игре ребёнок учится и познаёт окружающий мир. Но чиновники, да и многие родители отрицательно относятся к компьютерным играм. Именно поэтому развивать с школьников решили не с их помощью, а путем обучения шахматам.

Шахматы — игра или урок?

Об игре, которая насчитывает не одну тысячу лет, вспомнит не каждый. А ведь этой игре обязаны многие учёные, проводившие за ней долгие часы. Это шахматы. Шахматы почитались на Востоке и ими увлекались в Европе. В Древней Греции так же играли в шахматы.

В наши дни в Минпросвете обратили внимание на эту игру. Министр просвещения Ольга Васильева заявила, что с нового учебного 2019 года в школах страны будут преподавать 15 часов шахмат в год. То есть у учеников начальной школы (с 1-го по 4-й) класс в расписании появится один такой урок в неделю. Как сообщает «Московский Комсомолец», уроки шахмат уже опробовали в качестве эксперимента в школах ХМАО и Москвы. И эксперимент прошел успешно.

Аргументом в пользу введения обязательных занятий чиновники назвали отсутствие дополнительных финансовых трат. Шахматы в школе не требуют никаких вложений и строительства специальных помещений или аудиторий. Для игры в шахматы достаточно иметь доску с фигурами, стол и стулья. Вот почти весь перечень требуемого оборудования для занятий. Но, чтобы проводить такие школьные уроки нужны еще учебники и педагоги, но чиновники утверждают, что проблем с этим нет.

Ранее попытки ввести игру в шахматы в школьное расписание уже осуществлялись, но не в столице, а в провинции. В обычном провинциальном городке, являющимся столицей национальной республики, стараниями местного руководителя высшего ранга было высказано предложение о введении в школьную программу уроков шахмат. В штатных расписаниях школ должна была появиться новая должность – учитель шахмат. По крайней мере, учителем шахмат его называли все – и ученики, и учителя-коллеги. Так как в городке существовала городская секция шахматистов, которая имела собственное помещение в центре города, то поиск учителей не представлялся сложным занятием. На помощь пришли спортсмены-разрядники из той самой секции. Таким образом, готовить специалистов для школ не пришлось.

Руководитель региона с удовольствием следил за развитием своего детища, поощряя энтузиастов привлечением к занятиям. Хотя среди школьных учителей единодушной оценки нововведения не наблюдалось. Ведь изыскание часов для уроков шахмат происходило путём передачи часов уроков учебных дисциплин в пользу шахмат. Говоря иначе, забирали часы и отдавали другому учителю. Следует напомнить, что происходили эти нововведения в 90-е годы.

Уроки начали активно вводить в младших классах. Дети играли с удовольствием. Ведь сидеть за доской было проще, чем писать, читать или считать. Впрочем, говорить о том, что все дети увлечённо учились играть, не могу. Для некоторых детей шахматы в жизни появились только в школе. А прежде они не играли. И если с детьми, которые умели играть и хотели играть, проблем не возникало, то с другими детьми сложности возникали. А так как в роли учителей выступали не профессиональные учителя, а почти профессиональные шахматисты, то процесс привлечения к игре у них не всегда удавался. Для стимулирования заинтересованности в успешном освоении шахмат у детей использовали награды. В качестве награды выступал… настольный бюстик руководителя региона.

Но вернёмся в наши дни. Говорить о пользе шахмат для развития детского мозга не нужно, она очевидна. Шахматы воспитывают. Воспитывают усидчивость, способность координировать свою деятельность, задавать себе цель и пути достижения конечного результата. В шахматах есть та сила, которая способна пробудить в ребёнке желание учится новому. И на повышение успеваемости они влияют положительно. Как рассказывает тот самый руководитель провинциального региона, после введения шахмат в школьное расписание, наметились тенденции к улучшению успеваемости. Она повысилась аж на 40 % – и не только по математике или другим точным наукам.

Плюсы и минусы урока шахмат в школе

Плюсы:

  • шахматы развивают логику и стратегическое мышление;
  • шахматы учат детей целеустремленности, вниманию, усидчивости и умению сконцентрироваться;
  • с помощью шахмат можно научиться управлять не только фигурами на доске, но и собственными эмоциями: сдерживать их, а не идти у сиюминутных чувств на поводу.

Минусы:

  • Современные дети в большинстве своем ведут малоподвижный образ жизни: уроки в школе, домашнее задание, бесконечное зависание в гаджетах. Шахматы, конечно, спорт, но только вот сидячий. В начальной школе нужнее подвижные игры. А ведь урок шахмат заменит один урок физкультуры.
  • Многие дети не умеют проигрывать. Поэтому подавленное состояние (вплоть до депрессии) или, напротив, агрессивное поведение в случае проигрыша, особенно если неудачные для ребенка партии могут происходить регулярно, а это стресс.

Вопрос о введении шахмат в школьное расписание был поднят на уровне Совета Федерации. Именно там прозвучало пожелание одного из сенаторов найти место в школьном расписании. И оно нашлось. Поэтому в новом учебном году все младшеклассники будут заниматься шахматами, нравится это кому-то, или нет.

Вы можете задать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Задать вопрос юристу