Найти тему
Кино СССР

Феномен Высоцкого

Документалисты его снимали мало. Теперь-то ясно, как до обидного мало. Официальное признание значимости для нашей культуры Высоцкого — поэта и певца — явно отставало от его лавинно возраставшей популярности в народе. Документалисты из Киева, которыми руководил В. Савельев, по крупицам собрали все, что удалось наскрести в киноархивах. Но главную и, заметим, наиболее интересную часть созданного ими фильма составили кадры, снятые любителями, товарищами Высоцкого. Потому-то и настолько большой список в конце, он упоминает всех тех, кто так или иначе причастен к созданию ленты полнометражного формата под названием «Воспоминание». Прочитаем с благодарностью их имена — эти люди сохранили для нас живой облик Володи... Владимира Семеновича.

Никаких дикторских разъяснений здесь нет вообще. Кадры с Высоцким и фонограммы его выступлений и интервью тонко, умно сочетаются то с поразительными съемками военных лет («Мы толкаем землю»), то с улочками старой Москвы («Где твои семнадцать лет?..»), то с замечательно снятыми портретами современников и городскими пейзажами («Протопи ты мне баньку по-белому...»). В фильме, например, есть эпизод, внешне вроде бы не очень-то и относящийся к теме, — выступление таких молодых тогда (50-е годы!) Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной (позднее Высоцкий назовет ее своим любимым поэтом), Рождественского, Окуджавы перед молодежной аудиторией. Высоцкого среди них нет — он тогда был еще слишком молод. Но эпизод этот очень важен для понимания творческой и социальной значимости «феномена Высоцкого». Чуть позднее он скажет с экрана, что взялся за гитару в значительной степени под влиянием Окуджавы, показавшего, какую силу придает поэтическому слову музыкальная поддержка. Думаю, что ставшее сейчас массовым увлечение молодежи самодеятельной песней во многом обязано Высоцкому, вынесшему принятую эстафету в совершенно новые творческие горизонты. Не менее важно и другое: «феномен Высоцкого» стал возможен только в атмосфере того крутого разворота в общественной жизни страны, который начался в пятидесятых годах, — его-то дух и внесен в картину тем самым эпизодом, где вроде бы нет Высоцкого.

В фильме мы видим Л. Енгибарова («Он не вышел ни званьем, ни ростом...»), а также Елену Камбурову — это единственный в документальной ленте игровой по сути дела эпизод. Но он нужен и очень важен в процессе созидания того образа Высоцкого, который очень последовательно и точно вылепливается от кадра к кадру.