Так случилось, что за короткий промежуток времени - всего за каких-то десять дней в Уфе случились три события, объединенных друг с другом единственной вещью, которую я называю нежной любовью зрителей.
В Башкирском театре драмы состоялась премьера спектакля "Сорок свечей надежды" по новой пьесе известного башкирского драматурга Флорида Булякова. Господин Буляков человек известный, заслуженный, лауреат Государственной премии за спектакль "Бибинур , ах, Бибинур!", его пьесы идут практически во всех театрах республики и во многих театрах нашей страны, насколько мне известно. Так что сказать, что его волнуют проблемы невыплаты зарплаты, безработицы, отсутствия жилья и так далее, это значит погрешить против истины. Я все это к тому, что в спектакле "Сорок свечей надежды" царит безысходность. Перед нами предстали судьбы трех поколений - бабушки, матери и - только начавшаяся - внучки. И как понятно, все судьбы несчастные, неудавшиеся у старших поколений и неудающаяся -у младшего. Причины очень просты - с войны не вернулся возлюбленный бабушки некто Булат Зиганшин, пришлось ей выходить за нелюбимого, непонятно как пропал возлюбленный матери , тоже Булат Зиганшин (в их родовой деревне это очень популярное имя, так звали некоего богатыря в старину, а уж фамилию, понятно, не выбирают), и вот третий Булат Зиганшин, который приглянулся внучке, уезжает в Чечню, и мы понимаем, что он не вернется. Перед тем, как уйти, третий Булат сообщает, что в деревне решили больше не давать своим детям это имя, несчастье оно приносит, ни к чему.
Восторженяые зрители в едином порыве встали и долго хлопали актерам, режиссеру Гульдар Ильясовой, художнику Азамату Гилязеву, актерам и, разумеется, драматургу. Но я так и не понял - а за что? Слов нет, оформление хорошее, ни к актерам, ни к режиссеру претензий нет, но что такого происходит с господином Буляковым, что он сочинил этакую безнадегу?
Неколько дней в Уфе гастролировал Самарский театр драмы. Я смотрел спектакль по Джону Стейнбеку "Про мышей и крыс". История про батраков, которые кочуют с ранчо на ранчо, расцвечена присутствием персонажа по имени Ленни- Малыш. Это даун, наделенный нечеловеческой физической силой. Его сыграл, лучше сказать им был актер Амелин ( к сожалению в программке не было указано его имя). Внешне похожий на персонажа из рекламы( Где был? Пиво пил! ) Амелин покорил Уфу. Его персонаж любит все мягкое, шелковистое, но любая попытка погладить мышь, щенка или девушку приводит к летальному исходу из-за избытка нежности, и остается только голосить: " Ну почему ты издох?" Уфимцы радостно сопереживали истории, из которой, разумеется, нет никакого выхода.
И как логическое завершение недели в республиканской библиотеке имени Заки Валиди состоялась встреча с редакторами московских литературных журналов, участвовавших в работе Форума интеллигенции. Они опоздали на час, приехали помятые могучим уфимским радушием, и все их речи укладывались в два или три слова благодарности за теплый прием. Пробормотав их, они замедленно дарили свою книгу и усаживались на место. Все закончилось в полчаса, и московские гости отбыли на свою историческую родину.
Видимо, много нежности тоже плохо, тогда в действие вступает закон радушия, и чтобы кто не говорил и не представлял, все начинает казаться искусством. А жаль.