Вадим Синявский навсегда остался в истории советского радио как первый спортивный комментатор. Именно он в 1929 году вел репортаж с дружеского футбольного матча между московской и украинской командами. Однако немецкий министр Йозеф Геббельс невзлюбил Синявского за блестящие комментарии, звучавшие вовсе не с футбольных полей.
Спортсмен, музыкант и радиоведущий
Вадим Святославович Синявский родился в 1906 году. С самых ранних лет у Вадима было только 2 страсти: музыка и спорт. Синявский, имея абсолютный музыкальный слух, виртуозно играл на фортепиано. Он с легкостью импровизировал на инструменте, что позволило ему в юности немного подзаработать в качестве тапера в кинотеатрах. Что касается увлечения спортом, то Синявский был одержим футболом. Он являлся нападающим команды при Замоскворецком клубе физкультуры.
В конце концов спорт перевесил. В 1920-х годах Вадим поступил в столичный институт физкультуры, а после его взяли на радио. В связи с полученным Синявским образованием он стал инструктором физкультурного вещания. Именно он в 1929 году совместно с другим известным отечественным диктором Ольгой Высоцкой озвучил первое в истории советского радиоэфира занятие по гимнастике.
Первый спортивный комментатор
В том же 1929 году и снова впервые по радио был передан репортаж с дружеского матча между московской и украинской командами. Его тоже вел Вадим Синявский. Через 6 лет встречу советских и турецких футболистов опять комментировал Вадим Святославович. Это была первая зарубежная трансляция с футбольного поля. Так что и здесь Синявский оказался первым.
Таким образом за довольно короткий период времени Вадим Синявский зарекомендовал себя как гениальный спортивный комментатор. В книге «Позывные тревог и надежд» под редакцией Г. Е. Шевелева журналист Максим Гинден писал о том, что Синявский умел создать в эфире так называемый «эффект присутствия», когда слушателям казалось, что они сами сидят на трибунах того или иного стадиона и наблюдают за игрой собственными глазами.
Комментатор на фронтах Великой Отечественной
Но война внесла свои коррективы в жизнь и карьеру Синявского. Радиодикторов Левитана и Высоцкую эвакуировали из Москвы. А Вадим Святославович, сделав репортаж с Красной Площади, где в ноябре 1941 года проходил исторический парад, отправился вместе со всеми на фронт. С этого момента он начал комментировать события, происходившие не на футбольных полях, а на полях сражений.
В 1942 году Синявский прибыл в осажденный врагом Севастополь. Будучи на тактически важной высоте города, на Малаховом кургане, он успел сказать в эфире всего одну фразу: «Говорит Севастополь!». Разорвавшийся снаряд не дал Вадиму Святославовичу произнести больше ни слова. Ранение оказалось серьезным. Комментатор лишился левого глаза. На счастье, правый врачам сохранить удалось.
Ярость Геббельса
Через 3 месяца Синявский вновь вернулся в строй. Как раз в это время в Сталинграде велись ожесточенные бои. Поэтому Вадим Святославович, не раздумывая, отправился именно туда. Неприятель уже предвкушал победу. Министр пропаганды Йозеф Геббельс громогласно объявил по радио, что нацистский военачальник Паулюс сломил сопротивление советских войск.
Однако Синявский не мог допустить подобных заявлений. Он тут же вышел в эфир. Обладая уникальным даром, который и помогал ему создавать тот самый «эффект присутствия» на спортивных состязаниях, комментатор сумел убедить всех в обратном. Узнав об этом, Геббельс пришел в настоящую ярость. Немецкий министр занес имя Синявского в список своих личных врагов, а также в список врагов Германии в целом.
Спустя несколько месяцев Вадим Синявский вместе с другим журналистом Николаем Стором присутствовали при взятии в плен того самого Фридриха Паулюса, которого так расхваливал Геббельс.
После войны
В 1944 году Синявский наконец вернулся к так любимому им спорту. Тогда между ленинградским «Зенитом» и московским ЦДКА разыгрывался кубок СССР. Для советских граждан этот репортаж стал глотком свежего воздуха, надеждой на скорое окончание войны, первым предвестником мирного времени. Вскоре Германия действительно была повержена, и 25 июня 1945 года Вадим Синявский оказался у микрофона, установленного на Красной площади, где тогда прошел знаменитый Парад Победы.
Однако до конца своих дней Синявский остался верен именно спорту. Он вел репортажи с футбольных матчей, шахматных турниров, соревнований по легкой атлетике. Голос Вадима Святославовича в последний раз прозвучал в эфире за год до смерти, в мае 1971 года. В июле 1972-ого он скончался.