После окончания Второй мировой войны между Америкой и СССР началась холодная война, которая вовлекла их в гонку вооружений. Успешные испытания советского ядерного оружия заставили американцев с новой силой взяться за модернизацию своей армии.
Конечно, в первую очередь это касалось вооружения, но и про сопутствующие отрасли они не забывали. Опасаясь того, что СССР может разрушить все железные дороги во время войны, США начали искать альтернативные варианты доставки грузов. Такое решение нашлось - они создали поезд на колесах, который не нуждался в железной дороге и дороге в принципе.
Его созданием занималась компания «ЛеТурно», успевшая завоевать хорошую репутацию на рынке спецтехники. Строительство гигантского автопоезда «LeTourneau TC-497» стартовало в начале 50-х годов прошлого столетия. И, в целом, это было нетрудное задание для инженеров «ЛеТурно», за исключением одного момента – управляемость. Автопоезд, длиной в 173 метра и состоящий из 12 вагонов, надо было заставить поворачивать. Инженеры справились более чем.
В последствии свидетели ходовых испытаний рассказывали, что автопоезд перемещался подобно змее, и самым удивительным был тот факт, что после себя он оставлял всего два следа. Это значит, что каждая пара колес четко повторяла траекторию впередиидущей пары. Как удалось достичь такого эффекта?
Все дело в уникальной для того времени электронной системе управления: каждое колесо оснащалось своим электромотором, всего их было 54, питание осуществлялось от генератора, который работал от 4-х газотурбинных двигателей общей мощностью в 5 000 л.с. Управление происходило примерно следующим образом. Команда с пульта управления в кабине передавалась на исполнительное устройство, которое распределяло сигнал таким образом, что каждое последующие колесо начинало маневр в той же точке, что и предыдущее.
В 1962 начались первые испытания, которые проходили в аризонской пустыне на полигоне Юма. В ходе испытаний выяснилось, что автопоезд обладал запасом хода в 600 километров и мог двигаться со скоростью 35 км/ч. Машина показала себя довольно хорошо с точки зрения надежности, но проект не получил дальнейшего развития по причине того, что у армии США появилась другая техника, способная доставлять грузы мобильнее и дешевле. Речь о вертолете Sikorsky CH-54 Tarhe.
Немного цифр и интересных фактов:
- автопоезд мог перевозить 150 тонн груза
- высота кабины 9 метров
-диаметр колеса 3.5 метра
- проект обошелся в 3.7 миллионов долларов
- экипаж из 6 человек проживал в более, чем комфортных условиях - канализация, автоматическая прачечная, душ и т.д.
Проект разрабатывался и испытывался под грифом секретно. После испытаний и отказа от дальнейшего развития гриф секретности сняли, автопоезд даже выставили на продажу за 1.4 миллиона. LeTourneau TC-497 никто не купил. Тягач отправился в музей, а прицепы пустили в переработку.
Спасибо за прочтение! Если статья показалось вам интересной, пожалуйста, оцените ее 👍 Также вы можете подписаться на канал, так легче следить за обновлениями 🔔