Найти тему
Послание людям-Message

Имамат в суре «Аль-Фатиха»

Неотъемлемой частью ежедневной пятикратной ритуальной молитвы служит произнесение первой суры Корана — «Аль-Фатихи» — в каждом ракаате.

Естественно предположить, что данная сура Корана наделена Всевышним Аллахом особым положением по отношению ко всем остальным, подтверждение чему мы находим, например, в тафсире «Аль-Мизан» аятоллы Табатабаи, где, на основании достоверных преданий, в частности, говорится, что:

«Данная сура включает в себя все коранические знания, изложенные кратко и конспективно. Коран во всей его удивительной широте познаний, касающихся различных аспектов морали, ритуальных постановлений, законодательства, политики, общественных дел, предсказаний и обещаний, рассказов и притч — возводит их смысл к основным столпам Единобожия, Пророчества, Воскресения и их производным, и к руководству раба в наставлении его на тот путь, на котором будут соблюдены его интересы, от начала и до конца, и эта сура, как очевидно, включает в себя все эти аспекты в кратчайшей форме и самых ясных выражениях» (Тафсир «Аль-Мизан», комментарий к аятам 6—7 суры «Аль-Фатиха»).

Очевидно, что, говоря о наставлении на путь, аятолла Табатабаи, в первую очередь, ссылается на фразу «Веди нас путём прямым» — اِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُستَقِيمَ, и на этих словах следует остановиться особо. Действительно, словами восхваления Всевышнего Аллаха, Единого и Всемогущего, которыми мы начинаем чтение «Аль-Фатихи» и каждой ритуальной молитвы, мы утверждаем свою приверженность единобожию. Говоря о том, что мы не желаем идти дорогой тех, «кто находится под гневом» Божьим, и кто является «заблудшим», мы, тем самым, указываем на наличие у нас Откровения Всевышнего, открытого нам Пророком, да благословит Аллах его и его род, которое служит различением истины ото лжи и позволяет выявить заблуждения на фоне праведности. И, конечно же, говоря о Всевышнем Создателе как о «Царе Дня суда», мы подтверждаем свою веру и в Судный день, и в последующее Воскресение.

Но как обстоит дело с ещё одним фундаментальным столпом веры — имаматом?

Много разговоров и споров ведётся учёными с древних времён по поводу упоминания имамата в Священном Коране. Так или иначе, если мы признаём за сурой «Аль-Фатиха» особую роль, отражающую все фундаментальные положения ислама, нам стоит согласиться и с тем, что такая важная вещь, как имамат, должна упоминаться в её сокровенном смысле. Достоверное предание, на которое ссылается Табатабаи, повествует нам следующее:

«В „Тафсире Айяши“ со слов Фудейля ибн Йасары говорится: „Я спросил Имама Садыка, да будет мир с ним, о предании, в котором говорится: «Нет такого аята в Коране, у которого не было бы внешнего и сокровенного смысла, и нет в нём ни одной буквы, у которой не было бы предела, и у всякого предела есть проявление»: в чём состоит смысл внешнего и внутреннего? Он ответил: „Внешнее его — та форма, в какой он был ниспослан, а внутреннее его — его толкование, и из толкования его есть уже явленное и такое, которому ещё предстоит явиться, следующее подобно следованию солнца и луны, и по мере явления очередного события является и предание (толкование)“».

Таким образом, мы можем надеяться на то, что доктрина имамата содержится в сокровенном смысле «Аль-Фатихи», на что учёный указывает в тафсире «Аль-Мизан» в нижеследующих утверждениях, основанных на достоверной традиции:

«В сборнике „Ман ля йахдуруху аль-факих“ и „Тафсире Айяши“ приводится предание со слов Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: „Это — путь к познанию Аллаха. И он представляет собой совокупность двух путей: путь, пролегающий в этом мире, и путь, пролегающий в мире загробном. Что касается пути в этом мире, то это — Имам, повиновение которому заповедано обязательным. Кто распознал его в этом мире и последовал за его руководством, тот последовал по пути, который представляет собой мост через Ад в загробную жизнь. А кто не распознал своего Имама в этом мире, у того в загробном мире ноги поскользнутся, и он упадёт в адское пламя“.

В „Маани аль-ахбар“ также приводится предание со слов Имама Саджада, да будет мир с ним, который говорил: „Нет никакой преграды между Аллахом и Его доводом на земле, и нет у Аллаха никакой иной преграды, кроме Его довода. Мы — Врата Аллаха, и мы — Прямой путь, мы — Его сокровенное знание, и мы — переводчики Его откровения; мы — столпы Его единобожия, и мы — Хранилище Его тайн“.

Также было передано от Ибн Шахра Ашуба из „Тафсира Ваки ибн аль-Джарраха“, от Ас-Саури, от Ас-Судди, от Асбата и Муджахида, от Ибн Аббаса, который сказал по поводу высказывания Всевышнего: „Веди нас путём прямым“ (1:5). Он сказал: „О собрание рабов Божьих, скажите: «Наставь нас в любви к Мухаммаду и Людям его дома — Ахль аль-Бейт»“».

Из приведённого выше комментария совершенно очевидно следует тот факт, что наша ежедневная регулярная молитва служит ещё и свидетельством имамата, и никому из братьев-шиитов не следует забывать об этом факте, дабы не иметь сомнений и не испытывать колебаний по поводу своей веры, всегда видя перед собой духовный компас — Имама нашего времени, да ускорит Аллах его приход, который незримо осуществляет руководство всеми нами, уже через сам факт его признания.