Самый фантастический – "Властелин времени"
Этот полнометражный мультфильм в 1982 году снял бывший психиатр Рене Лалу. В свое время он сказал: "Нужно не показывать, а подсказывать. Кино же сегодня по большей части только показывает, и это параноидально-диктаторское кино. А нам нужно кино шизофреническое". Лалу снял всего два полнометражных мультфильма, один из которых — "Властелин времени" — неожиданным образом попал в советский прокат и стал очень большим хитом. В общем, мультфильм и правда достаточно шизофренический.
Мальчик по имени Пьель оказывается один на планете Пердид, населенной злыми гигантскими шершнями. Его отец не может выбраться из странного шестиколесного, похожего на большое насекомое агрегата, и мальчику приходится одному ждать подмоги в укрытии. Подмога должна прийти в лице их друга по имени Джаффар, но по пути на Пердид его захватывают странные белолицые ангелы. Когда Джаффар все же выбирается из плена, Пердид уже захвачен Властелинами Времени и перенесен на шестьдесят лет в будущее, где мальчик встречает самого себя в шестидесятилетнем возрасте. Совсем недетская история (вслед за "Властелином времени" Лалу сделал мультфильм на основе сценария Айзека Азимова) и чуть ли не самая впечатляющая мультипликационная картинка восьмидесятых.
Самый сложный – "Покемон"
Покемоны — это pocket monsters, герои очень успешной серии видеоигр, существующей с 1996 года. Серия эта к настоящему моменту усложнилась до необычайности — понять описание мира, в котором существуют Покемоны, простому человеку с нуля будет очень сложно. Да и вообще, определение покемона звучит так: "Существа, которых тренируют для сражений друг с другом тренеры покемонов. Покемон способен к эволюции, фактически являющейся метаморфозой в совершенно новое состояние". То есть покемоны — это самые разные персонажи, связанные друг с другом лишь традицией дизайна аниме.
Этих непонятно кого, героев "Покемона" за девять лет существования мультсериала придумано немыслимое количество (на сегодняшний день их насчитывается 493, в каждой новой серии появляются новые покемоны). А самый известный покемон Пикачу — вполне полноправный и чуть ли не самый узнаваемый представитель японской культуры. В общем, покемоны вполне соответствуют дзен-философии — мультфильмы состоят непонятно из кого, непонятно чем занимающихся, но способных увлечь своими занятиями собой миллионы людей.
Самый простой – "Про крота"
Идущий с 1954 года чешский мультсериал "Про крота" — в каком-то смысле шедевр минимализма. И по форме — он нарисован нарочито "плоско" и скупо. И по содержанию — Крот там нем (хоть и не слеп). А еще этот зверек наивен и рационален. Обволакивая зрителя своими бесчисленными сериями, мультфильм заставляет его опуститься (или, если хотите, приподняться) до кротовского философского уровня. Этот зрячий Крот видит землю доброй и правильной, а все злое и негативное считает результатом случайной ошибки. А жизнь, тем временем, на каждом шагу подкидывает ему библейские или, скорее, толстовские, истины: вот Крот впустую мотается по всему миру за лекарственными травами для больной Мышки, а вернувшись, находит прямо около норы куст лечебной ромашки.
Самый трогательный – "Бэмби"
Стивен Спилберг назвал "Бэмби" самым слезовыжимательным фильмом всех времен и народов. Американский институт кино причислил образ Человека — визуально не представленного на экране, но несущего смерть и разрушение в лесной мир — к списку "Пятидесяти главных кинонегодяев" наряду с акулой из "Челюстей" и Ганнибалом Лектором. А образ самого олененка Бэмби без всяких списков и киноинститутов стал символом всего чистого и прекрасного и потому нуждающегося в защите: от невинности дикой природы до девичьей невинности.
Уолт Дисней выпустил полнометражный мультфильм "Бэмби" в 1942 году. Сюжет довольно точно воспроизводит фабулу книги Феликса Салтена "Бэмби. Жизнь в лесу". Любителей исторических и прочих совпадений порадует тот факт, что Дисней был откровенным антисемитом, а Салтен — религиозным евреем, и все его книги, включая историю про олененка, были запрещены Гитлером в 1936 году. Но в самом мультфильме никаких двусмысленностей не имеется. Тут Диснея явным образом волновали не национальные проблемы, а задача сделать мультипликационные образы как можно более реалистичными. Художники его студии слушали лекции зоологов и часами наблюдали животных в лос-анджелесском зоопарке. Возможно, поэтому мультипликационные животные в "Бэмби" не так похожи на людей, как это им обычно свойственно.
Самый социалистический – "Ну, погоди!"
Наш ответ диснеевской эпопее про Тома и Джерри (более поздний и более конгруэнтный "Кот Леопольд" не считается). Да и вообще — наш ответ всему чему угодно. Классические выпуски режиссера Котеночкина по сценарию Хайта и Курляндского и сегодня заставляют смеяться и детей и взрослых. Саундтрек этого сериала со всем основанием мажет считаться музыкальной энциклопедией застоя. Танго "чик ту чик" волка и зайца, песня про то, что "лучший мой подарочек — это ты", имеют статус абсолютных нетленок. В семидесятых, когда чтение между строк было обычным делом, между кадров "Ну, погоди" усматривали множество намеков на несовершенство советского общества. Бессмысленность вечной беготни персонажей мультфильма казалась метафорой круговерти клаустрофобичной совковой жизни. К тому же типичный стиляга, "плесень", "трутень" и хулиган Волк неизменно оставался боле привлекательным, чем образцово-показательный заяц.