Найти тему
Гиганты из СССР

Павшие гиганты СССР. Иркутский завод карданных валов

"Светлое будущее человечества" 
Завод карданных валов, Иркутск
"Светлое будущее человечества" Завод карданных валов, Иркутск

Завод начинался с небольшого предприятия, возникшего во время Великой Отечественной войны. 27 апреля 1943 облисполкомом принял решение об организации механического завода. Он должен был выпускать газогенераторные установки для тракторов: горючее отдавалось фронту, и машины должны были работать на угле, деревянных чурках, торфе. Первым директором завода газогенераторных установок Наркомзема РСФСР (так назывался он первоначально) был П.С. Окладников.

Завод производил не только газогенераторы, но и сердечники свечей, вел заварку головок блока к тракторам разных марок, выпускал масло генерирующие установки и радиаторные трубки, выполнял заказы для нужд фронта

После войны колхозам и совхозам понадобились лесопильные рамы, тракторные плуги, автомобильные бензозаправщики. Началась реконструкция завода. С 1949 коллектив возглавлял М. Я. Крутер. Под его руководством строятся, оснащаются высокопроизводительным оборудованием производственные корпуса, создается современный технологический процесс с массовым выпуском продукции.

4-х корпусный плуг
4-х корпусный плуг

В конце 1950-х перед коллективом завода встал вопрос о полном перепрофилировании, была расширена территория, реконструированы цехи. С 1958 завод назывался «Автотрактородеталь». 20 марта 1960 вышли первые образцы новой продукции – карданный вал к автомашине ЗИЛ-164, началось 2поточное производство.

Автомашина "ЗИЛ-164"
Автомашина "ЗИЛ-164"

В 1965 Иркутский завод карданных валов передан в ведение Министерства автомобильной промышленности СССР для выпуска карданных валов. С 1966 завод носит указанное в заголовке название. С этого времени коллектив работал на обеспечение карданными передачами Московского завода им. И. А. Лихачева, имел 2 механических цеха, сборочный, ремонтно-механический, инструментальный цеха, транспортный, ремонтно-строительный участок, котельную, компрессорную. Цех товаров народного потребления выпускал ледорубы, пластмассовые прищепки, лекала, орнамент для украшения домов.

Основная продукция завода – карданные валы к автомобилям ЗИЛ и автобусам ЛиАЗ и тормозная аппаратура к тракторам.

Автобус "ЛиАЗ-677"
Автобус "ЛиАЗ-677"

Как раз перед самой перестройкой директор завода карданных валов Михаил Яковлевич Крутер привез из ГДР огромное количество станков, работавших в автоматическом и полуавтоматическом режиме.

Целый цех, где сейчас находится продовольственный рынок, был укомплектован дорогостоящей импортной автоматикой. Это позволяло во много раз уменьшить количество рабочих и повысить качество продукции. На карданных валах иркутского завода выходили в поле трактора и комбайны, даже легковушки были укомплектованы иркутскими запчастями. Высочайшее качество иркутских карданных валов подтверждалось тем, что на продукцию завода был огромнейший спрос.

Из министерства постоянно поступали приказы расширить производство, увеличить выпуск продукции. Михаил Яковлевич Крутер не меньше, чем о карданных валах, заботился о своих рабочих. Самый образцовый детский сад в городе принадлежал этому заводу. Предприятие было одним из самых организованных в Иркутске и в области. Поэтому, когда из цехов стали делать торговые палатки, у директора случился инсульт. Сейчас Михаила Крутера уже нет в живых.

В годы перехода страны к рыночным отношениям из-за нарушения технологической кооперации завод прекратил существование.