Сухие носы, грустные глаза, а еще длинные когти и острые зубы – лечить усатых-полосатых зачастую непросто. Поэтому звериным докторам приходится быть и укротителями, и изобретателями, и даже «ходячими энциклопедиями».
Накануне профессионального праздника, который отмечается 31 августа, «Красный Север» пообщался с ямальскими ветеринарами и выяснил, что их клиентами часто становятся не только Мурки и Полканы. Кто же они, самые необычные пациенты?
Пациенты заставляют учиться
Экзотических питомцев у ямальцев становится все больше: северяне заводят рептилий, амфибий и других ползучих, прыгающих, плавающих, летающих любимцев. Поэтому ветеринарам попросту нельзя ограничиваться базовыми знаниями из ветакадемий и университетов, говорит ветврач первой категории отдела Ноябрьского центра ветеринарии в Губкинском Анна Иванова.
Как-то раз ей пришлось обрабатывать раны тигровому питону. Владельцы собирались скормить змее живую крысу, но жертва решила просто так не сдаваться и дала ползучему хищнику отпор. В итоге в ветклинику принесли голодного питона с повреждением кожных покровов и мышечных слоев почти по всему телу. Сложных манипуляций проводить не требовалось, но работали со змеей совсем не так, как с пушистыми Барсиками.
– Нужно было создать для него температуру ниже 20–15 градусов. В таких условиях рептилии впадают в состояние анабиоза и становятся неактивными, – пояснила Анна. – Также объясняли владельцам, как проводить дома обработки.
Собеседница отмечает, что в городе достаточно много экзотических питомцев, поэтому приходится постоянно расширять кругозор. Во время учебы специализация идет в основном по сельскохозяйственным животным, плюс небольшой курс по мелким домашним. Чтобы можно было помогать и мохнатым, и пернатым, и чешуйчатым любимцам, нужно учиться дополнительно.
Сантиментами не вылечишь
Слезы и причитания не помогли спасти ни одну зверушку – ветеринарные врачи знают это, как никто другой. Каким бы милым или несчастным ни был пациент, от сантиментов нужно уходить…
Врачам салехардской клиники «Яранг» приходилось лечить хамелеона, проводить операцию африканскому ежику и брать анализ крови у обезьянки-игрунки.
Последнюю привезли на прием из Аксарки, маленькому примату нужно было сделать диагностику для постановки диагноза совместно с врачами по экзотическим животным из другого города. И тут, конечно, было не до «мимишности» – кровь взяли из передней лапки.
– Животному нужно помочь, кем бы оно ни было, независимо от вида. Поэтому здесь не до жалости, – говорит ветеринарный врач Мария Телятникова. – Нужно четко понимать, в какую сторону двигаться, ведь зачастую от этого зависит жизнь пациента. Опыт и собранность помогает искать выход из любой ситуации.
Расшифровать «показания» хозяина
Наладить контакт с хозяином – еще одна задача Айболитов. Ветврачам нередко приходится сталкиваться с агрессией, невменяемым состоянием, принципами или просто невнимательностью хозяев братьев меньших.
– И успокаиваем, и настраиваем на хорошее, без этого в нашей работе никак. Бывает и пьяные, и невменяемые к нам приходят, тут уже ориентируемся по ситуации, – говорит ветеринарный врач ноябрьской клиники «Друг» Олеся Походий. – Чтобы помочь животному, нам важно расшифровать «показания» хозяина, ведь серьезная болезнь начинается с маленьких признаков, нельзя это упускать.
От овчарки до личинки
Даже с обычным псом иной раз приходится повозиться, используя подручные средства.
Так, надымским ветеринарам однажды пришлось спасать габаритную овчарку. Она поступила с острым расширением и заворотом желудка, в котором скопились бродильные газы. Это очень опасное состояние, которое может быстро привести к летальному исходу.
Чтобы оказать собаке первую помощь, нужно было вывести газы наружу при помощи медицинского зонда, но имеющиеся инструменты не подходили из-за крупных размеров собаки – были слишком малы. Тогда Айболиты проявили смекалку: отправили хозяина за шлангом от стиральной машинки. Только с его помощью удалось провести процедуру и стабилизировать состояние пса, а затем и прооперировать его. Этого особенного пациента в ветклинике вспоминают до сих пор и всегда рады видеть на вакцинации.
Запомнился докторам и еще один интересный «больной», который непросто был крохотным, но еще и отличался нестандартной физиологией. Молодой аксолотль (личиночная форма земноводного. – Прим. авт.) наглотался камней в аквариуме. Инородные тела необходимо было извлечь, вот только поставить наркоз таким зверушкам нельзя.
– У них, как и у рыб, нет прямого доступа к венам, поэтому препарат для анестезии
добавляется прямо в воду, в которой находится животное, – говорит ветеринарный врач Юлия Зайцева. – А еще он склизкий и маленький, во время процедуры извлечения его нужно было держать на мокрой тряпочке и постоянно поливать водой. Все прошло успешно, и аксолотль до сих пор радует своих хозяев.