Найти в Дзене
КИНОфакты

Генри Селик о том, как он снял «Кошмар перед Рождеством»

Режиссер Генри Селик принял участие в «виртуальном круглом столе» в поддержку выхода двухдискового коллекционного издания «Кошмара перед Рождеством» Тима Бертона (также выйдет в формате Blu-Ray) 26 августа 2008 года по случаю 15-летия мультфильма. Даже сейчас, более 12-ти лет спустя с того момента, как он произвел фурор в кинотеатрах, у этого жутковатого фильма с легко запоминающимися песнями, есть невероятно страстные фанаты и кукольная мультипликация, судя по всему, будет еще долго представлять для них интерес. Вас удивило то, насколько «Кошмар перед Рождеством» впитался в стратосферу поп-культуры?
К данному моменту, 15 лет спустя после первого выпуска, я уже привык видеть Джека и Салли, появляющихся то здесь, то там. Но это произошло не сразу. Понадобились годы, чтобы наши постоянные культовые зрители выросли в общую поп-культуру. В этот Хэллоуин мы с женой видели группу девчонок возле дома, одетых в костюмы из «Кошмара перед Рождеством» и мы показали им несколько оригинальных костю
Интервью Генри Селика от 25 августа 2008 года
Интервью Генри Селика от 25 августа 2008 года

Режиссер Генри Селик принял участие в «виртуальном круглом столе» в поддержку выхода двухдискового коллекционного издания «Кошмара перед Рождеством» Тима Бертона (также выйдет в формате Blu-Ray) 26 августа 2008 года по случаю 15-летия мультфильма. Даже сейчас, более 12-ти лет спустя с того момента, как он произвел фурор в кинотеатрах, у этого жутковатого фильма с легко запоминающимися песнями, есть невероятно страстные фанаты и кукольная мультипликация, судя по всему, будет еще долго представлять для них интерес.

Вас удивило то, насколько «Кошмар перед Рождеством» впитался в стратосферу поп-культуры?
К данному моменту, 15 лет спустя после первого выпуска, я уже привык видеть Джека и Салли, появляющихся то здесь, то там. Но это произошло не сразу. Понадобились годы, чтобы наши постоянные культовые зрители выросли в общую поп-культуру. В этот Хэллоуин мы с женой видели группу девчонок возле дома, одетых в костюмы из «Кошмара перед Рождеством» и мы показали им несколько оригинальных костюмов: самого Джека Скеллингтона и одного из его рождественских оленей, которые были в нашем офисе. Это привело их в невероятный восторг, они радостно закричали и убежали с конфетами в руках, просто полные жизни.

Как вы попали в этот проект?
Я работал с Тимом [Бертоном] на студии Disney в начале 80-ых, когда он только сочинил это стихотворение и у него появилась идея о Джеке Скеллингтоне, который был одержим Рождеством. Художник-постановщик Рик Хайнрихс использовал оригинальных персонажей, придуманных Тимом – Джека, Зеро и Санта Клауса - и создал прекрасные макеты, изображающие то, как персонажи бы выглядели в покадровой технологии. Изначально он был предложен Disney, как фильм для телевидения, но был отклонен ими. Я переехал в Северную Калифорнию, где работал, как художник кадров и как режиссер короткометражных фильмов в покадровой технологии, телевизионных роликов и MTV, в то время, как Тима ожидал невероятный успех в производстве картин живого действия. Мне позвонил Рик и сказал, что нам нужно обсудить кое-что важное при личной встрече. Он прилетел в Сан-Франциско и сказал: «Тим делает ”Кошмар перед Рождеством” и хочет, чтобы режиссером был ты». Я встретился с Тимом и Дэнни Эльфманом. И сразу после этого, моя команда, на тот момент небольшая, начала работать над съемками полнометражного фильма.

Вы не находите ироничным то, что «Кошмар» стал собственностью Disney, тогда как изначально был выпущен фильмом Touchstone? Когда вы начали замечать поддержку со стороны Disney?
Да, «Кошмар» слишком отличался от того, что до этого приносило компании Disney успех. Хотя, я не думаю, что у Уолта Диснея были бы какие-нибудь возражения по поводу того, чтобы этот фильм носил имя Disney. Нужно всего лишь взглянуть на некоторые эпизоды из «Фантазии», из «Легенды о Сонной Лощине», на чудовищ Уорда Кимболла из «Спящей красавицы» и т.д., и вы увидите, что «Кошмар» и его персонажи были созданы в этой же традиции. Некоторое время спустя, приблизительно 7 лет назад, когда Haunted Mansion («Особняк с привидениями») и Disneyland («Диснейленд») превратились в своеобразную феерию в стиле «Кошмара», мы действительно ощутили настоящую поддержку со стороны Disney.

Как вам работалось с Тимом Бертоном?
Работалось отлично. У него появилась блестящая идея, он придумал всех персонажей, сочинил сюжет, попросил Дэнни Эльфмана написать ряд потрясающих песен. Он создал фундамент для этого проекта, а затем отошел в сторону и смотрел, как мы, барахтаемся в нем. Тим, который работал над двумя проектами в Лос-Анджелесе в то время, как мы снимали «Кошмар» в Сан-Франциско, пытался держаться в курсе всего процесса, просматривая раскадровки и мультипликацию. Когда мы закончили фильм, Тим приехал со своим киномонтажером Крисом [Лебенсоном], чтобы проштудировать весь фильм от начала до конца.

Тим Бёртон и Генри Селик на съёмках «Кошмар перед Рождеством»
Тим Бёртон и Генри Селик на съёмках «Кошмар перед Рождеством»

Какой ваш особенно любимый персонаж из «Кошмара перед Рождеством»?
Ближе всех мне Джек Скеллингтон, потому что как режиссеру, тебе необходимо дать понять аниматорам, каким ты видишь каждого конкретного персонажа, в плане, движений и мимики, что бы им было легче их, персонажей, «оживить». Так как больше, чем на всех остальных, я похожу на Джека Скеллингтона, думаю, большую часть моей жестикуляции получил Джек.

Было ли оказано сопротивление тому, чтобы снимать «Кошмар» как кукольную мультипликацию вместо традиционной?
Сопротивление было оказано тому, чтобы снимать его вообще. Когда Тим впервые предложил его Disney в начале 1980-ых, его отказались снимать каким бы то ни было способом. Но 10 лет спустя, когда началась работа над фильмом, вопрос о том, снимать ли его в покадровой технологии или нет, даже не поднимался. Просто так Тим себе его представлял.

Как по мере процесса съемки раскрывался персонаж Бугимена?
Изначально Бугимен задумывался, как второплановый персонаж – не таким уж страшным, злым или важным. Но по мере развития проекта, я почувствовал, что необходимо расширить его, как в плане текста, так и всей роли. В конечном счете, песня, сочиненная Дэнни Эльфманом для Бугимена, окончательно обозначила его, как «главного злодея», а Джека, как «главного героя, введенного в заблуждение».

Насколько тяжело для вас было снимать эпизоды с Бугименом? Со всем этим неоновым светом, кажется, что это самые сложные эпизоды из всего фильма. А если нет, какой эпизодический ряд произвести было труднее всего?
Самым сложным оказалось не это. А Бугимен сам по себе. Это огромная марионетка, которую было очень сложно передвигать. Это было так, как будто он пытался сдвигаться, когда ты снимал его.

Был ли создан для «Кошмара» нравившийся вам персонаж, который не вошел в окончательную версию?
Нет, мы отчаянно хотели воплотить в жизнь не только всех персонажей, но и весь город. После того, как ты расправляешься со всеми деталями первой важности, ты видишь, что для полной картины, их недостаточно. Мы использовали все, что задумали с самого начала.

Какая сцена оказалась наиболее сложной?
В сущности, каждый момент съемок в покадровой технологии был трудным, но некоторые сцены было особенно сложно собрать воедино. Одна из них начинается там, где Джека, в санях запряженных оленями, сбивают с неба и он падает прямо в руки статуи ангела на кладбище. При этом камера постоянно вращается вокруг него. Вступительную песню фильма «This is Halloween» было чудовищно тяжело снимать, так как от этого зависит первое впечатление зрителей о целом городе Хеллоуина и его монстрах.

Насколько режиссерский процесс съемок кукольной мультипликации отличается от съемок фильма живого действия или даже обычной анимации?
Режиссирование кукольной мультипликации, на самом деле, как бы соединяет в себе, и то и другое. У нас есть настоящие съемочные установки, настоящее освещение, камеры. Есть отдел костюмов, отдел прически, а наши куклы - это актеры. Как и при съемках обычной анимации, здесь лучше всего «разделять и властвовать». Весь материал мы разделили на маленькие, легко управляемые части, скомпоновали в раскадровке до начала самого съемочного процесса. А затем снимали, как и традиционную анимацию – по одному кадру.

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы вернуться к «Кошмару перед Рождеством» еще раз?
Возможность появления сиквела обсуждалась годами. Когда эта тема была затронута около семи лет назад, ко всеобщей тревоге, было сделано предложение на этот раз снимать фильм в формате CG. Я рад, что этого не произошло. Но когда ты задумываешься о сиквеле, приходится признать, что есть еще много других праздников, которыми Джек мог бы стать одержим. Какой самый важный урок вы извлекли из съемок «Кошмара перед Рождеством»? Если позволяет возможность, всегда работать с гениями такими, как Тим Бертон, которые не только творчески вдохновляют, но и в его случае всегда готовы защитить фильм от студийной системы.

Сейчас DVD позволяет анимации выглядеть очень отчетливой. Что нового позволит заметить формат Blu-Ray?
Мы попытались добавить фактурности всем персонажам и декорациям так, как будто они были выгравированы. Такие детали становятся видимыми только в формате Blu-Ray. Например, вы заметите, что полосочки на костюме Джека нарисованы вручную и к холмам, что на заднем плане, был также добавлен эффект текстуры. Есть и другие нюансы, например, листья, которыми набита Салли или насекомые внутри Бугимена. Взгляните на затемненные участки – там есть детали, которые, никогда не были ясно показаны в прежнем формате DVD, но которые будут выявлены в Blu-Ray.

Такой фильм как «Кошмар перед Рождеством» сам по себе подходил для просмотра в HD-качестве или преобразование и перезапись потребовали затруднительной работы?
Дело в том, что фильм, с самого начала, должен был сниматься на 35-миллиметровую ленту. Каждый кадр чист, без каких-либо пятен и погрешностей, так что даже первоначальный материал был более высокого качества, чем стандартный фильм. Таким образом перезапись стало наименее затруднительной частью работы.

Fred Topel, About.com | 25 августа 2008

Источник [архив]

© Другая планета