Адалат (справедливость) — один из столпов шиитской веры. Мы верим в справедливость Создателя, сотворившего нас, и мы призваны также творить справедливость в этом мире по мере наших сил, в отношении всех людей на земле, независимо от религии и национальности. Однако тяготы жизненного пути преследуют каждого из нас, и кто порой не задавался вопросом: почему нечестивые грешники проживают жизнь в роскоши, тогда как праведники проводят её в страданиях?
И благо бы здесь просматривалась какая-то закономерность: к примеру, все праведники подвергались бы тяготам и бедствиям ради испытаний в этом мире, а все грешники проживали бы жизнь в довольстве и достатке, чтобы увеличилось их неверие и степень вечных мучений в мире загробном. Но ведь и такой закономерности мы не прослеживаем, и наблюдаем порой примеры благоденствующих и процветающих набожных людей, и, напротив, страдающих грешников. Последних, как нам видится, Всевышний Аллах карает за дело, но далеко не всех и не в полной мере. То же относится и к вознаграждению праведников в этом мире, которое оказывается на поверку очень неравномерным и избирательным. Таким образом, в мысли многих из нас закрадываются сомнения: не является ли всё в этом мире абсолютно случайным, таким, что законы справедливости (предусматривающие, по определению, подчинённое определённым принципам распределение благ и испытаний) не действуют вовсе? А если не так, то в чём проявление индивидуального подхода к каждому человеку, в чём его смысл и суть?
Пролить свет на данную закономерность нам позволяет достоверное предание, любезно подготовленное исследовательским центром «Сейид аш-Шухада», текст которого в переводе на русский звучит следующим образом:
Передают со слов Имама Бакира, да будет мир с ним, который рассказал: «Один пророк из числа пророков сыновей Исраиля проходил мимо человека, придавленного стеной. Одна часть его тела находилась под стеной, а другая торчала наружу и её клевали птицы и разрывали собаки. Пророк последовал дальше, и его глазам предстал город. Войдя в него, он обнаружил, что один из городских вельмож умер на богато разукрашенном ложе. Пророк обратился к Господу со словами: „Господи, свидетельствую, что Ты — Мудр и Справедлив, и никого не притесняешь. Вот, раб Твой ни на миг не придавал никого Тебе в сотоварищи, и Ты умертвил его такой (ужасной) смертью. И вот, другой Твой раб ни на мгновение не веровал в Тебя, и Ты умертвил его такой (благородной) смертью!“. Всевышний Аллах ответил ему: „Раб Мой! Поистине, Я, как ты и сказал, Мудр, Справедлив и не творю притеснений. У того, первого, раба Моего было передо мной одно прегрешение, и Я умертвил его так, чтобы он предстал передо мной, не имея на себе никакой (греховной) тяготы. А за тем, вторым, Моим рабом числилось одно доброе дело, и Я умертвил его такой (благородной) смертью, чтобы, представ передо Мной, он оказался лишён всякой поклажи (т. е. счёты его были бы сведены уже в этом мире — Т. Ч.)“». («Бихар аль-анвар, т. 14, с. 457).
Таким образом, даже за небольшую провинность Господь может жестоко покарать праведника, чтобы тот вошёл полностью очищенным в мир вечного пребывания в райском блаженстве, и в том не будет нарушения принципа справедливости. И может не карать его вовсе, или подвергнуть лёгкому испытанию, если в мире загробном ему уготовано на вечные времена более низкое положение. То же самое относится и к благам, ниспосылаемым грешникам, и карам, которые обрушиваются на них в этом мире: как воздаяние, как искупление, или как испытание.
Всё в нашей жизни — и блага, и наказания — является отражением не земных мирских дел, а той загробной ступени, которую Господь по земным делам каждому из нас предназначил. Потому за одни и те же поступки разным людям предписано разное воздаяние, как говорится: кому многое дано (в том числе — и на том свете), с того многое и спросится.