Найти в Дзене

По следам крупнейшего парада транспорта - часть 2

Заметки путешественника

Всем привет!

25 мая 2019 года в северной столице состоялся международный транспортный фестиваль «SPbTransportFest-2019». В прошлой статье я рассказывал о троллейбусах, представленных на параде. Сейчас хочется уделить внимание следующему представителю наземного ГЭТа - трамваям. О них и пойдет речь в этой статье.

Трамвай МС-1 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай МС-1 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Первым вагоном, попавшимся на глаза, был МС-1. Такое название трамвай получил в результате сокращения словосочетания «Моторный стальной». Их производство стартовало в 1927 году на заводе «Красный Путиловец». Как понятно из названия, вагоны имели стальной каркас. Помимо этого, они были двусторонними и имели непосредственную систему управления. В основном, трамваи использовались в Ленинграде, позже, часть МС-1 разошлась по различным городам. В настоящее время сохранилось 3 вагона, все они находятся в Санкт-Петербурге.

 Трамвайный поезд из ЛМ-33 и ЛП-33 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
Трамвайный поезд из ЛМ-33 и ЛП-33 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Следующим участником парада стал поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33. Первый вагон – Ленинградский моторный, второй, соответственно, прицепной. Интересный факт – вагоны имеют американские корни, ведь за основу был взят трамвай конструкции Питера Витта. Естественно, некоторые детали и параметры вагонов были изменены согласно отечественным требованиям. Основной выпуск был налажен на Ленинградском вагоноремонтном заводе, за исключением первой партии.

 Трамвайный поезд из ЛМ-33 и ЛП-33 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
Трамвайный поезд из ЛМ-33 и ЛП-33 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Изначально трамваи получили названия МА и ПА, что означало Моторный/Прицепной американского типа). Спустя время они получили названия ЛМ-33 и ЛП-33, при этом оставив за собой прозвище «американка». Такие вагоны выпускались с 1933 года до начала 40-х. Все они работали в Ленинграде вплоть до весны 1979 года. В настоящее время сохранилось 2 вагона ЛМ-33 – тот, что на параде и крановая платформа. Прицепной же остался в единственном экземпляре.

 Трамвай ЛМ-57 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай ЛМ-57 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Следом за «Американкой» шел ЛМ-57. «Стиляга» - так называли этот вагон. Это связано с необычным оформлением первого вагона (в том числе массивную эмблему, хромированные молдинги). Конечно, такое богатое оформление было только у родоначальника, остальные вагоны были проще, но прозвище не исчезло. ЛМ-57 начали строить в 1959 году, но серийный выпуск был налажен лишь в начале 60-х годов и закончилось в 1969-м.

"Стиляга" красуется на выставке в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
"Стиляга" красуется на выставке в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

За это время было выпущено более тысячи вагонов и работали они, по меньшей мере, в девяти городах СССР, включая Киев, Архангельск, Магнитогорск, Нижний Новгород и, разумеется, Ленинград. В последних двух городах вагоны были сохранены (в Нижнем – один, в Санкт-Петербурге – 3, одна из них – лаборатория КС).

Брутальная мордаха ЛМ-57. Фото: Максим Фандюшин
Брутальная мордаха ЛМ-57. Фото: Максим Фандюшин

Последние вагоны ЛМ-57 были выведены из эксплуатации в первой половине 80-х годов.

 Трамвай ЛМ-68 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай ЛМ-68 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Почти сразу же после прохода "Стиляги" проследовал вагон ЛМ-68. Данная модель производилась на ЛВЗ с 1968 по 1975 год. Было произведено больше 650 вагонов данного типа.Основная часть работала в Ленинграде, остальные в разных городах РСФСР (Например, Архангельск, Горький, Магнитогорск и др.), УзССР (Ташкент) и КазССР (Темиртау). Они отличались от своих предшественников большей вместимостью и большим остеклением. Также, в передней части вагона, над лобовым стеклом, был установлен маршрутоуказатель. Но была у вагонов слабость - недостаточно крепкий кузов, геометрия которого очень быстро нарушалась. Вскоре. эту проблему решили, выпустив упрощенную, но более крепкую модификацию вагона - ЛМ-68М. В настоящее время ЛМ-68 сохранился в единственном экземпляре.

 Буксировка трамвая КТМ-5М3 трамваем ЛМ-68М на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
Буксировка трамвая КТМ-5М3 трамваем ЛМ-68М на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Именно ЛМ-68М был следующим вагоном в колонне. Но не один - в глаза бросилась необычная сцепка с КТМ-5М3. Как позже удалось узнать, 605й тащили на жесткой сцепке из-за плохих тормозов. ЛМ-68М производился с 1973 по начало 90-х годов. Вагонов данной модели было произведено более 2100 единиц в различных модификациях, в том числе и учебных, двухсторонних и прочих других.

Заводская табличка ЛМ-68М. Фото: Максим Фандюшин
Заводская табличка ЛМ-68М. Фото: Максим Фандюшин

Вагоны также работали в ряде городов СССР, но массово они работали в Ленинграде (Санкт-Петербурге).

 Буксировка трамвая КТМ-5М3 трамваем ЛМ-68М на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
Буксировка трамвая КТМ-5М3 трамваем ЛМ-68М на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Эта модель считается одной из самых культовых для этого города. Последние оригинальные линейные вагоны вышли с эксплуатации в 2017 году. Но их еще можно встретить в качестве учебных, служебных. Часть вагонов ЛМ-68М были модернизированы до М2 и М3, но внешне они стали неузнаваемы.

Панель управления в ЛМ-68М. Фото: Максим Фандюшин
Панель управления в ЛМ-68М. Фото: Максим Фандюшин

КТМ-5М3 принято считать самым массовым трамвайным вагоном в мире по выпуску - было создано более 14 тысяч единиц! Большинство трамвайных систем СССР, а затем и России, имели на балансе данные вагоны, а многие имеют и до сих пор. В Санкт-Петербурге 71-605 проработали до 2008 года.

Салон КТМ-5М3. Фото: Максим Фандюшин
Салон КТМ-5М3. Фото: Максим Фандюшин
Поезд из вагонов ЛМ-47 и ЛП-47 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
Поезд из вагонов ЛМ-47 и ЛП-47 на параде в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

Завершал колонну поезд из вагонов ЛМ-47 и ЛП-47. Эти вагоны выпускались в послевоенное время в 1948-1949-х годах на базе ЛМ-33 и ЛП-33. Эти вагоны были очень тяжелыми (неудивительно, ведь у них был цельнометаллический кузов), поэтому их часто кликали "Слонами". Вагоны проработали в Ленинграде до 1973 года. Сейчас сохранился вагон ЛП-47 в единственном экземпляре, а ЛМ-47 в линейном варианте один, еще два в качестве служебных.

Трамвай 71-931М "Витязь-М" в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-931М "Витязь-М" в Санкт-Петербурге. Фото: Максим Фандюшин

На выставке также присутствовал современный вагон Витязь-М, который покоряет Москву и начал активно проникать на рынок трамваев в Питере. Все эти вагоны радовали глаза посетителей, а также сыграли большую роль в крыше над головой, когда пошел мощный ливень в разгаре выставки. В некоторых вагонах даже включили печки, чтобы согреться. Сразу вспомнился тот самый уют из детства, который часто сопровождал осенью во время езды на трамваях.

Трамваи и Санкт-Петербург  два неотъемлемых друг от друга слова! Фото: Максим Фандюшин
Трамваи и Санкт-Петербург два неотъемлемых друг от друга слова! Фото: Максим Фандюшин

На том всё! В следующей статье поговорим о новинках автобусов и электробусов, представленных на выставке

Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!

Ссылки на другие статьи серии:

По следам крупнейшего парада транспорта - часть 1

По следам крупнейшего парада транспорта - часть 3

По следам крупнейшего парада транспорта - часть 4

По следам крупнейшего парада транспорта - часть 5

По следам крупнейшего парада транспорта - часть 6