Найти тему
ПетроПрогноз: история+

Грамотность в Российской империи. Часть 2 (окончание, 1907-1917)

Ученики сельской школы (фотография примерно 1910 г, сайт "История в фотографиях", https://russiainphoto.ru/photos/3051/, сайт МАМММ, Московский Дом Фотографии)
Ученики сельской школы (фотография примерно 1910 г, сайт "История в фотографиях", https://russiainphoto.ru/photos/3051/, сайт МАМММ, Московский Дом Фотографии)

Первая часть статьи смотрите:

Грамотность в Российской империи. Часть 1 (1897-1907).

Необходимо отметить, что не только в России, но и в других странах Европы законы об обязательном начальном образовании вводились не "одномоментно" (с даты принятия Закона правительством, или парламентом), а на протяжении десятков лет, с бурными дебатами в парламентах: "Законы о всеобщем начальном образовании в разных странах были приняты в разное время и их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой. Например, в Англии пакет соответствующих законодательных актов введен в действие между 1870 и 1907 годами после того как была преодолена серьезная оппозиция (настаивавшая на невмешательстве государства в этот вопрос). Следует отметить, что формальное законодательное введение всеобщего обучения вовсе не всегда означало реальное его введение"[32](c.55) – и далее Д. Сапрыкин приводит в пример Италию, где, хотя Закон был официально введен в 1877 году, на практике он не соблюдался вплоть до окончания Первой мировой войны. В Российской империи (РИ) наоборот, хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917г еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75% девочек)[33](с.708-709). Некоторые земства ещё в 1897 году начали составлять планы перехода своих уездов к всеобщему обучению — к 1915 году они оказались в числе тех 46-ти уездов, которые практически завершили этот переход. Ниже показана "Карта-проект всеобщего обучения в Гжатском уезде, 1897 год".[34]

Карта-проект всеобщего обучения в Гжатском уезде, 1897 год
Карта-проект всеобщего обучения в Гжатском уезде, 1897 год

На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года[35], был следующий: губернии Московская и Петроградская 81-90%, 7 губерний 71-80%, 20 губерний 61-70% ...." Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914\1915гг, а при таких темпах к 1924\1926гг полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России[36].

Конечно, уровень грамотности и развитие школ в регионах с преимущественно инородческим населением (как в Средней Азии) значительно отставали. Хотя 1 ноября 1907 г. министр просвещения П. фон-Кауфман утвердил «Правила о начальных училищах для инородцев», учреждение которых могло осуществляться как по общеимперским, так и по региональным нормам, но требовались дополнительные усилия. 14 июня 1913 г. «Правила» были изменены. Они стали предусматривать возможность преподавания всех предметов на национальном языке в течение первых двух лет обучения при условии, если учащиеся не могут воспринимать материал на русском языке, к чему преподаватели должны стремиться. Преподавателям русского происхождения рекомендовалось изучать национальные языки, тем самым, облегчая переход инородцев к восприятию русской речи.[37]

Негативное влияние на процессы школьного обучения (в старших классах средних школ) оказала революция 1905-1907 гг. Доктор педагогических наук Г. Н. Козлова пишет:

«Она разжигала "левые" настроения среди учащихся <...> которые отказывались заучивать и воспроизводить учебную информацию. "Улица" в ее худшем смысле вторгалась в умы молодежи, ставшей объектом и субъектом политических игр. В циркуляре Министерства народного просвещения 26 октября 1912 г. "О мерах к устранению упадка в средней школе" отмечалось даже резкое снижение уровня "грамотности в широком смысле слова, то есть в отношении правописания и в отношении умения облекать свои мысли в правильно и логически построенные предложения"»[38].

В 1912 году указом Николая II был введен Закон «О высших начальных училищах», который был направлен как раз на повышение качества восьмилетнего (четыре года в одноклассном начальном училище и четыре года в высшем начальном училище) образования в городах России. Создание высших начальных училищ облегчало также переход из начальной школы в среднюю [39].

В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей[40]. В педагогических вузах и семинариях МНП обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся [41]. Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся[42] церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них): если к 1906 году в них работало 82.8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных)профессионально подготовленных учителей, то к 1914 — уже соответсвенно 96 и 98.7%[43][44]

Каковы были перспективы окончания процесса полного охвата начальным образованием всех детей школьного возраста в России? – По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство»[45](с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем "62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% — от 5 до 10 лет, и лишь в 8% — свыше 10 лет". Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году).[46]

Конечно, Первая мировая война несколько притормозила этот процесс, но, по оценке того же Нового энциклопедического словаря 1916 года [47](с. 147) полный охват детей начальным образованием по всей РИ мог быть завершен к 1930 году. Этот самый осторожный прогноз подразумевал сохранение после войны замедлившихся во время войны темпов охвата детей. Напомним, что в СССР в 1930 г еще только был принят закон о всеобщем начальном образовании (а до его реализации было еще очень далеко, вследствие провала в 1917-1920-х гг \Гражданская война, массовый голод, беспризорники\ — см. подраздел "СССР" данной статьи Грамотность).

Подводя итог реформам национального образования к 1917 году (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пишет[48][49]:

"Единая система образования предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915—1916 годов проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования включавшую: 1) 3-4 летний цикл начального образования, 2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений, 3) 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений), 4) высшие учебные заведения университетского или специального типа, 5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году. … В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. … Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности».

Литература и сноски

1. 1897 год. Распределение населения по полу, возрасту и грамотности

2. Kahan, Arcadius. Russian economic history: the nineteenth century // University of Chicago Press. — 1989. — С. 244.

3. Миронов Б.Н. История в цифрах. Л., Наука, 1991. С. 84

4. Советская историческая энциклопедия. Переписи населения

5. "Из истории проведения переписей населения (из книги «Всероссийская перепись населения 2002 года: опыт организации и проведения», авторы Кисельников А.А., Бессонова Г.А., Симонова О.В.)

6. Начальное народное образование в России, приложение «Статистика» // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28

7. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149

8. Исторические источники XVIII — начала XX века \автор М.Ф. Румянцева\ гл.8 Статистика

9. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009

10. Перейти обратно:1 2 3 Миронов, Б. Н. История в цифрах. — Л.: НАУКА, 1991. В том числе 58 % мужского и 29% женского населения.

11. Военно-статистический ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. С.372-375. Приводится по изданию: Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. — СПб. БЛИЦ, 1995. С. 288

12. Грамотность // Большая Советская Энциклопедия изд. 2 Т. 12 1952 г. с 434

13. Следует отметить ошибку, допущенную авторами БСЭ в комментариях к этой таблице: они пишут (прямо под указанной таблицей), что по этой статистике принимали " за грамотного умеющего написать лишь свою фамилию". -- однако, в переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован — «Умеет ли читать»?(смотрите формуляры переписи). В энциклопедических словарях того времени грамотность определялась как умение читать без затруднений, а читающих с трудом относили к малограмотным; умеющих только расписаться относили к неграмотным. И, как отмечено в Военно статистических ежегодниках (см., например, Военно статистических ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. С.372-375), в армии грамотными считали умеющих и писать, и читать, а малограмотными — только читать.

14. В. А. Мельянцев "Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития"

15. Примечание: в некоторых источниках приводятся и более низкие оценки, но они сомнительны. Так А.И.Уткин в своей книге "Первая мировая война". М.:Алгоритм, 2001 в разделе "Экономический подъем России"(Уткин. ПМВ Глава 1) приводит цифру 30%, но в той же главе в разделе "Позиция противостояния с Германией" он пишет: "В России лишь 20% населения были грамотными". А в главе 2 читаем: "Слабые стороны русской армии обнаружились довольно быстро. Прежде всего они отражали факт бедности основной массы населения России, неграмотность половины ее населения" (Уткин ПМВ, Глава 2) — так 20%, или 30%, или 50% были грамотными? Соответственно, 80%, или 70%, или 50% были неграмотными? В шестой главе А.И.Уткин пишет о "трех четвертях неграмотного населения" (к 1917 году). — Вероятно, заслуженно уважаемый автор просто не изучал вопрос грамотности в РИ, поскольку для его книги этот вопрос был на периферии его внимания

16. Malevsky—Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933.

17. Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991

18. Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991

19. Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991

20. «Вестник Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 г.

21. Eklof Ben. Russian Peasant Schools. Officialdom, Village culture, and Popular pedagogy: 1861-1914. Univercity of California Press, Ltd. Berkeley and Los Angeles, London, 1986 P. 332-335

22. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009

23. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149

24. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009.

25. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009.

26. Волков С. В., Интеллектуальный слой в советском обществе. М.: ИНИОН РАН, 1999. Глава 1.

27. Перейти обратно:1 2 Программа реформ П. А. Столыпина. Документы и материалы. О введении всеобщего начального обучения в Российской империи Т. 1 М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

28. Перейти обратно:1 2 Мифы СССР. Миф:В царской России было введено обязательное всеобщее начальное образование

29. Полное собрание законов Российской Империи (стр. 228-229, № 30328)

30. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149

31. Перейти обратно:1 2 Сапрыкин Д. Л. «Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009)

32. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009

33. Новый энциклопедический словарь. Петроград: изд-во бывшее Брокгауз-Ефрон, 1916г, т.14, статья "Грамотность"

34. Из архива Erohov'а. По данным этой карты, в Гжатском уезде в 1896\97 в учебном году учились 40.86% детей школьного возраста начального обучения (8-12 лет). Разным цветом выделены разные типы школ. Светло-зелёным (больше половины) — деревенские (одноклассные) 4-летние. Для справки: к 1915 году охват детей школой по Смоленской губернии в целом приближался уже к 70% (Начальное народное образование, приложение «Статистика»// Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28)

35. Начальное народное образование в России, приложение «Статистика» // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28

36. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. — М.: ИИЕТ РАН, 2009

37. Овчинников А.В. Политико-правовой процесс в отечественном образовании 1801-1917 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. См. также "Русская школа". — 1913. — № 9. — С.V-VII.

38. Козлова Г.Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX — начало XX в.) – Научная онлайн библиотека «Порталус». М.: 2007

39. История педагогики. Народное образование в России в конце XIX — начале XX века

40. БСЭ, статья "Педагогическое образование"

41. Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 148, 156.

42. В 1905 г. церковно-приходские школы в РИ составляли 46.5% от общего числа начальных кол всех видов, к 1915 году — 32.8% (БСЭ, статья "Церковно-приходские школы"), к 1917 г. — не более четверти

43. Церковные школы Российской империи. Статистические сведения. – СПб., 1903-1916.

44. Священник во главе церковно-приходской школы обучал детей только Закону Божьему (и занимался общей организацией учебного процесса), преподавание всех остальных предметов полностью возлагалось на профессионального учителя. При отборе профессиональных учителей в церковно-приходские школы особое внимание уделялось их нравственности, и, конечно, искренности христианской веры.

45. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149

46. Необходимо заметить, что под всеобщим образованием земства понимали не обязательное образование (земства не имели право принуждать к обучению), а ситуацию, когда для всех желающих обучаться есть места в школах.

47. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149

48. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. — М.: ИИЕТ РАН, 2009

49. Павел Николаевич Игнатьев – министр просвещения РИ с января\мая 1915 по 27 декабря 1916 года. Под его руководством к осени 1915 г. был представлен обширный том (700 страниц) «Материалов по реформе школы», включавший в себя в том числе разработанные программы по 26 предметам. Школа становилась самостоятельной, исчезала необходимость во всех промежуточных управленческих структурах между нею и министерством. Все теоретические и методические вопросы учителя могли теперь решать сами на совещаниях и съездах. Разумеется, когда номенклатура разного уровня осознала всю силу «бомбы», заложенной под них реформой, ее сопротивление стало просто отчаянным (Русская школа графа Игнатьева). Интриги и давление оппонентов привели к его отставке в декабре 1916 года. Реформы были начаты, но не закончены. Член-корреспондент РАО М.В.Богуславский отмечает, что успел сделать П.Н.Игнатьев: При гимназиях наряду с пед. советами создавались комитеты из представителей общественности, родительские советы. Пед. советам предоставлялось право самостоятельно разрабатывать планы и программы, решать хозяйственные вопросы. Увеличились (даже во время войны) ассигнования на народное образование, выросла сеть высших и средних учебных заведений. П.Н.Игнатьев оказывал поддержку новым (женским и частным) вузам. В марте 1916 он создал Совет по делам вузов и межведомственный Совет по делам проф. образования. По его инициативе проведены два крупных всероссийских совещания попечителей учебных округов (февраль 1915 и март 1916), ряд съездов педагогической общественности по обсуждению реформы (Богуславский М.В. Педагогическая энциклопедия). Как отмечает М.В. Богуславский и другие авторы, до 1917 года реформа не была полностью реализована, но многие её идеи и материалы были затем использованы Временным правительством и послужили основой для создания русских школ за рубежом (а в 1930-х годах, отчасти, и в советской школе). До последнего времени мемуары П.Н.Игнатьева (хранящиеся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета, США) не были исследованы отечественными учёными. Первым это сделал Д.Л.Сапрыкин, который отразил эти материалы в своей книге.